Резкое торможение на скользкой дороге способствует
ЗАНОС АВТОМОБИЛЯ - Уроки вождения для начинающих
Неразумное торможение на скользкой дороге приводит к заносу автомобиля – это знают все. Но только ли при резком торможении может случиться эта неприятность? Все ли из вас знают, как возникает и развивается занос, как с ним бороться и можно ли его вовсе избежать?
Заранее должен Вам признаться, что тема заноса трудна для восприятия и осознания. Но не это самое страшное. Теоретически разобраться с причинами возникновения заноса и методами борьбы с ним можно. Проблема же заключается в том, что когда занос происходит не на бумаге, а на реальной дороге, многим водителям не удается соединить теорию с практикой.
Чтобы окончательно что-то усвоить, это "что-то" надо "пощупать". Поэтому рекомендация будет следующей. Выберите время, найдите подходящее место и потренируйтесь в выводе машины из заноса, используя информацию, полученную из этой главы и из других книг. Если Вы отважитесь на тренировки, то первый "случайный" занос на обычной дороге не застанет Вас врасплох. Ну а пока, советую почаще включать свое воображение, тогда написанное на бумаге начнет приобретать реальные формы.
Юз
Каждое из колес движущегося автомобиля имеет некий коэффициент сцепления с покрытием дороги. Величина этого коэффициента зависит от множества факторов (скорость движения, материал покрытия дороги, давление в шинах, загруженность автомобиля, погодные условия, конструкция покрышек колес и многое другое). Вычислить коэффициент сцепления для конкретного автомобиля в конкретной ситуации сложно и не нужно. Вам надо понять только то, что машина "держится" за дорогу с определенным усилием и что усилие это не безгранично.
Давайте рассмотрим пример с торможением. При необходимости снижения скорости движения один водитель просто убирает "газ", другой немного прижимает педаль тормоза, а третий "с квадратными глазами" так давит на тормоза, что еще немного, и его нога вместе с педалью окажется в моторном отсеке.
В последнем случае колеса машины уже не в состоянии "цепляться" за дорогу, они блокируются и начинают скользить. Автомобиль переходит в режим движения юзом (заноса пока еще нет).
Юз – это скольжение колес автомобиля по покрытию дороги.
Чаще всего юз начинается по причине чрезмерного усилия при нажатии на педаль тормоза. Однако юз может возникнуть также и при чрезмерном вдавливании "в пол" педали "газа", в результате чего колеса автомобиля проворачиваются на месте. При движении на повороте с повышенной скоростью может возникнуть боковой юз, который характеризуется специфическим "визгом резины".
Иными словами, если неразумные действия водителя привели к тому, что колеса машины проскальзывают относительно покрытия дороги, то у него появляется возможность ощутить на себе явление юза, а позже и заноса.
Занос
Занос – это самопроизвольное отклонение траектории движения колес (и всего автомобиля в целом) от предшествующего направления движения машины.
Как правило, за юзом следует занос автомобиля. Это связано с тем, что каждое из скользящих колес имеет свой коэффициент сцепления с дорогой, отличный от другого колеса.
Разность коэффициентов сцепления колес с дорогой приводит к тому, что более "скользкие" колеса смещаются в сторону от предшествующей траектории движения, в результате чего машина начинает разворачиваться относительно своей вертикальной оси (рис. 55).
Рис. 55. Занос
Как Вы полагаете, каким колесам легче начать скольжение – передним или задним? Какая ось автомобиля, передняя или задняя, более подвержена явлениям юза и заноса?
Если у Вас найдется пара свободных минут, рекомендую выйти на улицу и посмотреть на реальные машины, которые активно тормозят перед перекрестком. Обратите внимание на кузов автомобиля, водитель которого "прижал" педаль тормоза.
Любая машина, как с задним приводом, так и с передним, при торможении "клюет носом"! Передняя ее часть прижимается к дороге, а задняя соответственно приподнимается вверх.
За счет перераспределения массы автомобиля по осям задние колеса "давят" на дорогу меньше, чем передние, и коэффициент сцепления с дорогой у них получается тоже меньше. Следовательно, задние колеса легче заблокировать и заставить скользить по дороге.
Задние колеса автомобиля более, чем передние, подвержены блокировке, явлениям юза и заноса.
И это хорошо, что в первую очередь именно задние колеса "срываются" в занос, с таким заносом можно успешно бороться. О передних колесах такого не скажешь. Если в занос "уходит" передняя ось, то машина становится практически неуправляемой!
Сильно пугаться не стоит, занос передней оси случается очень редко. А с заносом задней оси мы сейчас разберемся.
Торможение на скользкой дороге
Как остановить машину на скользкой дороге, если до стоящих на красный сигнал светофора автомобилей остается не так уж много места?
Первое, что надо сделать, это вспомнить о торможении двигателем и забыть о том, что у Вас есть левая нога. Если не трогать педаль сцепления, то двигатель будет помогать Вам в торможении.
С правой ногой сложнее. Изначально надо побороть в себе желание давить на педаль тормоза "что есть сил".
Запомните, тормозной путь на заблокированных и скользящих по дороге колесах увеличивается не менее чем в 2 раза по сравнению с торможением на незаблокированных колесах!
Оптимальным вариантом торможения является – дозированное усилие на педали тормоза, обеспечивающее максимальную эффективность торможения без блокирования и скольжения колес по дороге.
Однако в экстремальных условиях мало кому удается проконтролировать первое нажатие на педаль тормоза. Обычно водители рефлекторно давят на тормоза с максимальным усилием.
Будем считать, что Вам, как и многим другим, не удалось "сдержать эмоции" и с первого раза Вы тоже "пережали" тормоза. Колеса автомобиля заюзили, и начался занос.
Если продолжать удерживать педаль тормоза "в полу", то занос будет развиваться, и Ваш автомобиль приобретет устойчивый вращательный момент. Поэтому, как только Вы почувствовали некоторую "свободу" своего автомобиля, увидели, что "нос" Вашей машины вернулся обратно, после "клевка" в начале торможения, и что багажник начал отклоняться в сторону – надо тут же отпустить педаль тормоза!
Да-да, вот они стоят машины, а Вам надо отпустить педаль тормоза! Если этого не сделать, то, вращаясь вокруг своей оси, Ваш автомобиль врежется в стоящие машины!
Как только Вы преодолеете инстинкт "давить на тормоза, что есть мочи" и укротите неуемную силу своей правой ноги, задние колеса автомобиля сразу же прекратят юзить и вернутся в колею передних. Физика явлений в автомобиле такова, что задние колеса всегда хотят следовать за передними и лишь неразумные действия водителя заставляют их отклоняться от заданной траектории движения.
Поэтому, как только прекращается неправильное действие со стороны водителя, прекращается и начавшийся занос автомобиля!
Сделаем важный вывод:
Для прекращения начавшегося заноса следует сделать действие обратное тому действию, которое привело к заносу!
Можно и чуть короче: Действие – Занос – Противодействие. Это правило подходит для решения проблем начинающегося заноса при торможении, при разгоне, а также при заносе на вираже дороги.
Теперь вернемся к предшествующим событиям, ведь мы еще не остановились, а впереди стоят машины!
Отпускать педаль тормоза в начале заноса надо, конечно, не навсегда, а лишь на мгновение, после чего необходимо опять "давить на тормоз". Только во второй раз нажимать педаль надо разумно, применяя меньшее усилие и стараясь почувствовать грань блокировки колес.
Однако, как это зачастую бывает на практике, водителю и во второй раз не удается нащупать ту грань, которая обеспечит торможение без блокировки колес. Усилие на педали тормоза опять оказалось чрезмерно большим, задние колеса снова заюзили и машина захотела уйти в занос. Но теперь нас это не должно пугать, у нас есть правило, которым можно воспользоваться!
Занос?! А почему? Нажали на педаль тормоза? Ну так, сделайте обратное действие – прекращайте давить на педаль. Что? Останавливаться надо? Так есть же педаль тормоза – давите! Опять занос? Почему? И так далее.
В зависимости от состояния покрытия дороги и мастерства водителя приходится повторять цикл "надавил – отпустил" три, пять, десять раз, или, лучше сказать, столько раз, сколько необходимо для остановки автомобиля в конкретной дорожной ситуации.
Вышеописанный способ борьбы с заносом, возникающим при торможении на скользкой дороге, имеет свое название: "Прерывистое торможение".
Если маршрут Вашей поездки пролегает по заснеженной или даже просто мокрой дороге, то без "прерывистого торможения" Вам не обойтись. В то же время Вы должны знать и помнить, что в двух конкретных ситуациях любое торможение, в том числе и прерывистое, – недопустимо!
На небольших по размерам скользких участках дороги трогать педаль тормоза нельзя вовсе, спасает только бездействие!
Весна, март, капель, ручьи и большие плоские лужи. Те из вас, кто встает рано утром, могут вспомнить еще и второе состояние этих весенних луж. Гладкий и прочный лед на них будет блестеть часиков этак до 9–10 утра.
К сожалению, по весне эти катки можно встретить не только на тротуаре, но и на проезжей части дорог. Малейшее прикосновение к педали тормоза или любое другое действие органами управления автомобилем моментально приводят к тому, что начинается практически неуправляемый занос, и к противоположной кромке льда-асфальта автомобиль подходит уже боком. А затем происходит то, что называют опрокидыванием или проще "перевертышем".
Вывод прост:
Если Вы попали на небольшой участок скользкой дороги, то "не дыша", ничего не меняя, выезжаете с него, как въехали. В данном случае пассивность – есть спасение.
Мокрая обочина является вторым случаем, когда легкое нажатие на педаль тормоза может привести к тяжелым последствиям.
Если при движении с большой или средней скоростью машина своим правым боком съезжает на мокрую неукрепленную обочину, то в коэффициенте сцепления с дорогой у правых и левых колес возникает огромная разница. В этих условиях любое торможение, пусть даже очень мягкое, заканчивается, как правило, опрокидыванием автомобиля.
Избежать "перевертыша" в такой ситуации можно лишь в том случае, если Вы воздержитесь от активного торможения и грамотно поработаете рулевым колесом! И поверьте, работа предстоит нелегкая.
Сначала переднее правое колесо никак не может преодолеть кромку асфальта и выехать из грязи. Чтобы колесо смогло все-таки преодолеть кромку и выбраться на асфальт, приходится все больше и больше поворачивать руль налево. А дальше, в какой-то момент, резким прыжком правое колесо наконец-то выбирается с обочины на проезжую часть.
Но куда при этом поехала машина? Она устремилась на левую встречную сторону дороги! И это была вторая сокрытая часть проблемы.
Если изначально знать о грозящем резком изменении траектории движения, то, конечно, можно подготовиться к активной работе рулем сначала налево, а затем не менее активно направо. Но лучше вообще не "соскакивать на ходу" на мокрую обочину. Если же выезд на обочину неизбежен, то, по крайней мере, надо постараться успеть снизить скорость до съезда с асфальта.
- Прерывистое торможение позволяет избежать заноса автомобиля и сокращает тормозной путь.
- На небольших участках скользкой дороги любые действия органами управления автомобилем категорически запрещены.
- Если при движении автомобиля по асфальту его правые колеса съезжают на мокрую неукрепленную обочину, следует постараться вернуться на асфальт, не применяя активного торможения.
Антиблокировочная система
Современные автомобили могут быть оборудованы различными устройствами, которые помогают водителю управлять машиной в тех или иных условиях. К таким устройствам относится и антиблокировочная система (АБС).
Когда в экстренной ситуации водитель нажимает педаль тормоза, как правило, он не контролирует усилие своей ноги. В таких случаях педаль "давится в пол", в результате чего колеса автомобиля блокируются. А дальше Вы знаете - юз, занос и много неприятностей.
Антиблокировочная система предотвращает полную блокировку колес при любом усилии на педали тормоза. С помощью датчиков, установленных на колесах автомобиля, система получает информацию о начинающейся блокировки и сразу же дает команду исполнительным механизмам применить прерывистое торможение, примерно такое же, о котором шел разговор выше. Работу исполнительных механизмов системы легко почувствовать на педали тормоза - она вибрирует.
Иными словами, АБС вместо Вас выполняет цикл прерывистого торможения "нажал" - "отпустил", не допуская при этом юза колес автомобиля.
Антиблокировочная система - это, конечно, хорошо, но абсолютно хорошо никогда не бывает. Тормозной путь при работе АБС может оказаться не тот, на который Вы рассчитывали; возможно срабатывание АБС в ситуации, когда этого не требовалось; могут быть и другие сюрпризы. Мало того, наличие АБС иногда расслабляет водителя настолько, что ему кажется, что система всесильна. Но, увы, это не так.
Антиблокировочная система не может полностью исключить вероятность заноса, особенно при прохождении поворотов.
Поэтому учитесь контролировать свои действия при управлении любым автомобилем, будь он оборудован по высшему разряду или это продукт автопрома без "наворотов".
Руление при заносе
Как Вы только что убедились, без разумного руления водителю не обойтись. Пришла пора поговорить и об этой составляющей борьбы с начинающимся заносом.
Как Вы думаете, куда поедет машина, когда занос прекратится?
Правильно, куда смотрят передние колеса, туда машина и поедет – направо в кусты (рис. 56 а)! Значит, при заносе автомобиля вовсе недостаточно поработать одной лишь педалью "газа", не мешает поработать еще и головой.
Рис. 56. Выход их заноса: а) без руления; б) с рулением
Если во время заноса просто сидеть, уцепившись в руль, то, прекратив скольжение, машина обязательно поедет в ту сторону, в которую будут направлены ее передние колеса. Следовательно, в момент прекращения заноса передние колеса автомобиля должны быть направлены в ту сторону, куда мы собираемся продолжить движение.
Существует известное выражение "крути руль в сторону заноса". Оно четко отражает суть необходимых действий водителя для безопасного выхода из заноса. Только иногда почему-то бывает трудно осознать сразу – направо надо поворачивать руль или налево. Поэтому сформулируем данное правило немного по-другому:
При начавшемся заносе поворачивай руль навстречу багажнику своего автомобиля.
Если вовремя почувствовать, с какой стороны багажник Вашей машины пытается Вас "обогнать" и повернуть руль ему навстречу, то передние колеса всегда будут направлены в продолжение безопасной траектории движения (рис. 56 б).
В результате грамотных действий водителя занос прекращается, и задние колеса автомобиля начинают выстраиваться вслед за передними. И тут, как правило, возникает очередная проблема.
Если передержать руль повернутым налево, то, возвращаясь на место, задняя часть машины может по инерции "перелететь" через продольную ось направления движения, и тогда опять начинается занос, но теперь уже в другую сторону (рис. 57)!
Рис. 57. Водитель "передержал" руль
Можно ли избежать повторного заноса?
Да, можно, если воспользоваться "опережающим воздействием на рулевое колесо".
Данное выражение означает, что Вы должны вернуть передние колеса в положение прямолинейного движения чуть раньше, чем задние колеса вернутся на свое место. Для этого Вам придется постоянно контролировать положение багажника своей машины. Как только прекратится скольжение задних колес и багажник "замрет" в крайней точке отклонения от траектории движения (рис. 57, поз. 3), следует сразу же начать поворачивать руль обратно. Причем "возврат" руля должен немного опережать "возврат" багажника. В противном случае машина так и будет "повиливать задом", пока какой-нибудь столб не прекратит эти "танцы на дороге".
Конечно, с первого раза не всем удается почувствовать тот момент, когда надо начинать поворачивать руль обратно. Поэтому будем считать, что багажник Вашей машины все-таки "перелетел" на другую сторону (рис. 57, поз. 4) и теперь Вам предстоит бороться с повторным заносом.
Если не паниковать и продолжать сохранять выдержку, то "победить" повторный занос будет не трудно. В этот раз багажник уйдет в сторону от траектории движения не так далеко, как раньше. Поэтому, повторив грамотное руление сначала в сторону нового заноса (направо), а затем опережающим действием в обратную сторону (налево), Вы без особых усилий сможете выстроить задние колеса вслед за передними.
Опережающее действие рулевым колесом позволяет избежать повторного заноса автомобиля.
Занос заднеприводного и переднеприводного автомобиля
В зависимости от того, на какую пару колес передается крутящий момент от двигателя, автомобили делятся на заднеприводные и переднеприводные. Существуют также и полноприводные автомобили, но о них разговор отдельный.
Заднеприводные автомобили движутся за счет того, что именно задние колеса, упираясь в землю, "толкают" перед собой машину. Передние колеса в этом случае служат только для изменения направления движения.
Примером заднеприводных автомобилей могут служить модели "Жигулей" от ВАЗ 2101 до ВАЗ 2107.
Переднеприводные автомобили приводятся в движение передними колесами, которые, "цепляясь" за покрытие дороги, "тянут" кузов машины за собой. У таких автомобилей задние колеса нужны лишь для того, чтобы кузов своей задней частью мог опираться на дорогу, а не волочиться по асфальту. Зато передние колеса выполняют сразу две функции – они и двигают, и направляют машину.
Среди автомобилей Волжского автозавода переднеприводными являются модели ВАЗ 2108, 2109, 2110, 2111 и т.д.
Разница в принципах управления автомобилем с задним и передним приводом в благоприятных условиях (небольшая скорость, сухой асфальт и т.д.) незначительна. Но в экстремальных условиях незнание этой разницы может привести к катастрофическим последствиям.
Разобраться с поведением заднеприводных и переднеприводных автомобилей на скользкой дороге нам поможет... плывущая по реке баржа.
Да-да, обычная баржа. Как и автомобиль, она может приводиться в движение сзади ("толкальщиком") или спереди (буксиром), самостоятельно плавать она не умеет (особенно против течения).
Задний привод
Баржа с задним приводом получается следующим образом. Сзади подходит "толкальщик", упирается в корму баржи и затем толкает ее перед собой по водной глади (рис. 58 а).
А теперь представьте, что в какой-то момент "толкальщик" слегка "перестарался" и в результате задняя часть баржи начала активно отклоняться к берегу (рис. 58 б).
Как Вы думаете, стоит ли продолжать толкать баржу? Правильно, не стоит, иначе она совсем развернется боком поперек реки.
Рис. 58. Задний привод
То, что произошло с баржей на реке, ничем не отличается от заноса заднеприводного автомобиля на скользкой дороге (рис. 58 в). В роли "толкальщика" у него выступают задние колеса и поэтому продолжать "толкать" ими машину – нельзя! Иначе она начнет кружиться в таком замысловатом танце, что выйти из него осмысленно будет практически невозможно. Во избежание этого, в самом начале заноса заднеприводного автомобиля надо прекратить "давить на газ" и начать активно работать рулем.
Для устранения заноса задней оси заднеприводного автомобиля следует уменьшить усилие ноги на педали "газа".
Иногда достаточно лишь ослабить давление на педаль "газа", а иногда лучше отпустить ее полностью. Но это уже сам водитель должен почувствовать, каких действий в данный момент требует от него сложившаяся ситуация.
Передний привод
Теперь нашу баржу тянет за собой буксир (рис. 59 а). И он так увлекся этим делом, что на одном из поворотов реки заднюю часть "каравана", а именно баржу, понесло к берегу (рис. 59 б).
Что делать? Уменьшить или увеличить тягу?
Если не добавить "газу", не потянуть баржу за "нос", то она обязательно врежется в берег. Следовательно, буксир должен несколько увеличить скорость движения и "вытащить" за собой все то, что "болтается" у него сзади.
Рис. 59. Передний привод
У переднеприводного автомобиля сзади "болтается" – багажник на задних колесах (рис. 59 в).
Передние колеса, "цепляясь" за дорогу, тянут за собой машину, а задние – так просто, живут сами по себе. Поэтому при заносе переднеприводного автомобиля именно увеличение тяги на ведущих передних колесах поможет избавиться от заноса. Добавив "газу" (в разумных пределах, конечно), Вы заставите задние колеса вернуться в колею передних.
Для устранения заноса задней оси переднеприводного автомобиля следует немного увеличить скорость движения.
Занос на повороте
Итак, занос возник на повороте. А на повороте чего?
В том-то и дело, что неважно, где произошел занос – на вираже дороги, на перекрестке или на учебной площадке. Важно то, что занос возник в результате резкого поворота рулевого колеса. И теперь мы имеем ту же проблему – задняя часть автомобиля начинает смещаться в сторону относительно траектории движения передних колес и продольной оси автомобиля.
Исходя из предыдущих разговоров (руление при заносе), для прекращения заноса руль надо поворачивать навстречу непослушному багажнику Вашей машины.
Если задняя часть автомобиля пошла налево, то и руль надо поворачивать тоже налево. При этом нельзя забывать об опережающих действиях рулем при возврате багажника на место.
А что нам делать ногами?
С левой ногой все понятно – в экстремальных ситуациях сцепление трогать нельзя. Об этом мы с Вами уже давно договорились. С правой же ногой немного сложнее. Прежде всего, Вам необходимо вспомнить, в каком автомобиле Вы сейчас находитесь – в заднеприводном или переднеприводном, и лишь после этого приступать к работе педалью "газа".
На автомобиле с задним приводом надо ослабить усилие на педали "газа" или вообще полностью убрать "газ". Иначе задние колеса могут так разогнать багажник, что он обгонит капот Вашей машины.
Если Вы уберете "газ" и грамотно поработаете руками, то задние колеса выстроятся вслед за передними и машина начнет двигаться именно туда, куда Вы изначально и собирались поворачивать. Позже, когда автомобиль "успокоится", можно будет прибавить "газу", но только немного, не допуская проскальзывания колес относительно покрытия дороги.
На автомобиле с передним приводом все совсем наоборот. Если не потянуть за "нос" машины, то задние колеса очень скоро окажутся там, где раньше были передние колеса.
Для прекращения заноса переднеприводного автомобиля надо прибавить "газу". Тем самым Вы заставите задние колеса вернуться в колею передних. Прибавлять "газ" надо по мере необходимости и, конечно, в разумных пределах.
В процессе "борьбы" с заносом надо также осознавать, что по окончании заноса переднеприводный автомобиль активно устремится туда, куда в этот момент будут направлены его передние колеса. С какой скоростью он туда устремится, полностью зависит от того, как сильно Вы будете "давить на газ". Поэтому, почувствовав прекращение заноса, необходимо прекратить и излишнее давление на педаль "газа".
Занос при резком ускорении
Победить занос, возникший при резком ускорении, совсем не сложно. Но прежде, позвольте несколько строк нравоучения.
Наверное, надо уже окончательно понять, что резкость действий на скользкой дороге (да и на обычной тоже) явно противопоказана. Если высказаться в философском смысле, то хороший водитель в своих мыслях и поступках не имеет глаголов, предполагающих резкость действия на любом участке дороги и в любую погоду.
Вместо "проскачу" – "проеду" (а если "не проеду" – значит, остановлюсь), вместо "крутану" – "поверну" (может быть и быстро, но не резко), "вдарю по газам или по тормозам" – "поработаю педалью" и так далее. Много еще какие глаголы можно поменять на другие, более приемлемые для дороги с точки зрения безопасности движения.
Что же касается заноса при резком ускорении, то у нас есть основное правило борьбы с любым заносом: "Действие – Занос – Противодействие".
Если зимой при включении зеленого сигнала светофора Вам захотелось уехать с перекрестка первым, и Вы "что есть мочи" надавили на педаль "газа", то может статься, что Ваша машина уедет последней либо вообще не уедет, надолго оставшись в дверце или в крыле соседнего автомобиля. Не стоит забывать, что юз с заносом возникает не только при торможении, но и при любом неразумном действии водителя, которое приводит к проскальзыванию колес относительно покрытия дороги.
Если занос возник по причине большого "газа", значит, надо сделать его меньше либо отпустить педаль "газа" вовсе, иначе Ваш автомобиль так и будет "плыть" на соседнюю машину.
Техника вывода автомобиля из заноса
Давайте последовательно пройдем все стадии развития и прекращения заноса для заднеприводного и переднеприводного автомобиля. Для примера возьмем занос на вираже дороги.
Вследствие неразумных действий водителя задняя ось его машины "поплыла" влево (рис. 60). Что теперь делать, как выйти из заноса и как при этом сохранить намеченное направление движения?
Рис. 60. Выход из заноса на вираже дороги: А – на заднеприводном автомобиле; Б – на переднеприводном автомобиле
Ответить на эти вопросы поможет таблица 2, которая согласуется с рисунком 60.
Таблица 2. Последовательность действий водителя по выводу автомобиля из заноса на вираже дороги
Этапы заноса | Действия водителя | ||
---|---|---|---|
1. Заноса нет. | Автомобиль приближается к повороту дороги. | ||
2. Начало заноса. | Варианты неразумных действий водителя: – резкий поворот руля; – резкое торможение; – скорость движения оказалась выше той, которая соответствует повороту данного радиуса. Занос на повороте может возникнуть и в том случае, если резко нажать или отпустить педаль газа. | ||
Действия водителя по выводу автомобиля из заноса | |||
3. Занос в стадии развития. Багажник автомобиля активно пошел влево. | Руки | Правая нога | на любом автомобиле | на заднеприводном автомобиле | на переднеприводном автомобиле | Поворачивают руль в сторону заноса (навстречу багажнику) | Отпускает педаль тормоза или "газа". | Отпускает педаль тормоза и переходит на педаль "газа". Нажимает педаль "газа" и делает несколько повышенные обороты двигателя, не допуская при этом прокручивания передних колес относительно покрытия дороги. Пытается вытянуть вслед за передними колесами всю машину. |
4. Стабилизация положения автомобиля. Багажник замер в крайней точке смещения. | Выравнивают передние колеса в направлении продолжения траектории движения. | Отдыхает | Продолжает работать с педалью "газа", поддерживая повышенные обороты двигателя. |
5. Начало возврата багажника в исходное положение. | За мгновение до начала возврата багажника в исходное положение начинают поворот руля направо (с некоторым опережением возвратного движения багажника) | Продолжает отдыхать | Продолжает удерживать повышенный "газ" |
6. Приближение багажника к исходному положению. | Продолжают работу рулем направо, несколько опережая возвратное движение багажника. | Все еще отдыхает | Немного прибавляет "газ", пытаясь окончательно вытянуть всю машину вслед за передними колесами |
7. Стабилизация багажника в исходном положении | В момент возврата багажника в исходное положение руль должен уже находиться в положении, соответствующем продолжению траектории поворота | Готовится к работе с педалью "газа" | Может начать плавное уменьшение "газа" |
8 . Продолжение движения в намеченном направлении | Удерживают руль в положении, соответствующем продолжению траектории поворота | Может немного прибавить "газ" | Может плавно уменьшить "газ" до обычного |
После внимательного изучения таблицы и рисунка с темой заноса можно было бы и закончить, но на душе остается осадок некоторого неудовлетворения. Дело в том, что занос является практической стороной мастерства управления автомобилем, а не темой для теоретических диспутов. Автогонщики всю свою жизнь продолжают учиться науке управляемого заноса. Мы же с Вами разобрали только элементарные правила борьбы с возникшим по неразумности наших действий простеньким заносом.
Конечно, для начала хватит и этого "бумажного" разговора. Но "пока сам не пощупаешь, не поймешь". Это выражение как нельзя лучше подходит к явлениям юза и заноса. Поэтому советую Вам изыскать возможность и потренироваться в управлении автомобилем с заносом в каком-нибудь укромном местечке, где Ваши ошибки не принесут вреда окружающим машинам, людям и придорожным столбам. Ошибки же будут обязательно, даже если Вы наизусть выучите эту или подобную книгу. Лишь сделав эти ошибки, можно окончательно осознать, почему они произошли, как надо было делать и как не надо. Только после этого теория воссоединится с практикой, и тогда занос на реальной дороге будет Вам уже не страшен.
вернуться к оглавлению "Уроки вождения"остановок мотоциклов с диаграммой | Торможение
Мотоцикл Тормозной путь
Это расстояние, которое проходит ваш мотоцикл с момента, когда вы понимаете, что должны тормозить до момента остановки машины.
Всегда езжайте так, чтобы вы могли безопасно остановиться на расстоянии, которое вы можете увидеть, чтобы быть чистым.
Остановочный путь зависит от
- Как быстро вы едете
- Если вы путешествуете в гору, на уровне или вниз
- Здоровье
- Время дня
- Алкоголь или наркотики
Остановочный путь делится на «дистанцию мышления» и тормозной путь.
Расстояние мышления - от точки, где вы видите опасность, до точки, где вы тормозите. Это расстояние будет варьироваться от гонщика к гонщику в зависимости от времени его реакции.
Всаднику, находящемуся в боевой готовности, нужно 0,75 секунды времени на обдумывание. Это означает, что на скорости 50 миль в час вы пройдете 15 метров (около 50 футов), прежде чем начнете тормозить.
Следующая диаграмма тормозных путей показывает типичные тормозные пути CAR. Кодекс шоссе указывает, что мотоциклист должен увеличить эти расстояния
Источник - код шоссе
Для получения дополнительной информации о путях остановки мотоцикла см. Следующие ресурсы: (первый особенно хорош)
Тормозной путь мотоцикла
«Тормозной путь» - от точки, с которой вы начинаете торможение, до точки, где вы останавливаетесь.
Тормозной путь зависит от
- Дорожные условия
- Состояние шин
- Тормозная эффективность
- Эффективность подвески
- Нагрузка. Остановка занимает больше времени, если вы перевозите пассажира
- Способность водителя
Прежде всего, тормозной путь зависит от скорости. При скорости 30 миль в час тормозной путь составит 14 метров (около 45 футов), а при скорости 70 миль в час это расстояние увеличится до 75 метров (около 245 футов). Это чуть более чем вдвое превышает скорость, но более чем в пять раз превышает тормозной путь.
Как тормозить
Многие мотоциклисты, совершенно ошибочно, боятся использовать передний тормоз. Обычно это происходит из-за того, что они узнали как велосипедисты. На мотоцикле
- Обычно вы должны использовать оба тормоза
- Передний тормоз является наиболее мощным из двух тормозов и наиболее важным при остановке мотоцикла
Для наиболее эффективной остановки в хороших дорожных и погодных условиях
- Применить Передний тормоз за доли секунды до включения заднего тормоза
- Приложите большее усилие к переднему тормозу
Применение большего давления к переднему тормозу дает лучшую тормозную мощность в хороших условиях, потому что
- Общий вес машины и водителя выбрасываются вперед
- Передняя шина сильнее прижимается на дороге, обеспечивая лучший сцепление с дорогой
Во влажных или скользких условиях необходимо приложить более равное давление к передним и задним тормозам
Остановка с использованием только одного тормоза занимает гораздо больше времени.Но на очень низких скоростях (скорость ходьбы) использование только заднего тормоза обеспечивает более плавное управление.
Когда тормозить
Всегда смотрите и планируйте заранее, чтобы избежать резкого торможения. Постепенное повышение давления на тормоза лучше, чем поздно, при резком торможении.
Соблюдайте эти правила
- Тормоз, когда машина стоит и движется по прямой
- Тормоз заблаговременно
- Отрегулируйте давление в тормозах в соответствии с дорожным покрытием и погодными условиями
Где тормозить
Где вы тормозите, очень важно.Лучшее время для торможения - это когда вы едете по прямой и ваша машина стоит в вертикальном положении. Хороший гонщик будет планировать заранее, чтобы избежать торможения в повороте. В повороте общий вес мотоцикла и гонщика выбрасывается наружу. Чтобы уравновесить это, всадник слегка наклоняется внутрь.
Если вы тормозите в повороте
- Вес будет выбрасываться наружу еще больше
- Мотоцикл и гонщик могут стать нестабильными
- Шины могут потерять сцепление с поверхностью дороги
Если вы должны затормозить в повороте
- Избегайте использования переднего тормоза.Положитесь на задний тормоз и торможение двигателем, чтобы замедлить вас. Если вы должны использовать передний тормоз, будьте очень осторожны. Существует риск того, что переднее колесо потеряет сцепление с дорогой и соскользнет вбок.
- Постарайтесь поставить мотоцикл в вертикальное положение и нормально тормозить (при условии, что вы можете сделать это безопасно). сильно тормозить или внезапно остановиться. Но иногда возникают чрезвычайные ситуации, и вы должны быть в состоянии быстро и безопасно остановиться.
Максимальное торможение
- Держите мотоцикл в вертикальном положении
- Приложите максимум усилий, не блокируя колеса. Это достигается путем постепенного увеличения тормозного давления. Не используйте тормоза интенсивно - это может привести к заносу
- Используйте передний тормоз непосредственно перед задним
- Примените правильное усилие торможения к каждому колесу. Это будет зависеть от дорожного покрытия и погодных условий.
- Потяните рычаг сцепления непосредственно перед остановкой.
Полозья
Работа с заносами при торможении
Если вы вызвали занос при торможении
- Отключение тормоза, позволяющие колесам снова начать вращаться
- Повторно нажимайте тормоза настолько твердо, насколько позволяют условия
Ваши естественные инстинкты при работе с тормозным заносом будут тормозить еще сильнее.Вы должны научиться преодолевать такие инстинкты, если хотите восстановить контроль.
Исправление заноса
- Поверните в занос. Если машина движется вправо, поверните направо. Если машина движется влево, поверните налево.
- Держите ноги на подножках. Положите ноги на землю на движущемся мотоцикле, это может нарушить ваш баланс.
Попасть на полозья намного легче, чем на него. Помните, что контроль заноса - это экстренная мера - он не может заменить избежание заноса.
Сигнализация при торможении
Не пытайтесь подать сигнал руки при торможении в аварийной ситуации
- Вам понадобятся обе руки на руле
- Ваш стоп-сигнал предупредит движение позади вас
Как использовать автомобильные тормоза и методы торможения -Будучи обучающимся водителем, вы, вероятно, поначалу будете немного тяжелыми ногами на педали тормоза. Это совершенно нормально и требует практики, чтобы стать опытным.
Тормозить немного больше, чем просто нажать на педаль. Существуют различные методы торможения, но они так же важны, как и техника обучения, поэтому способность предсказывать предстоящие ситуации крайне важна для безопасной езды.
Прогнозирование предстоящей дороги называется ожиданием и планированием, и хороший водитель, который эффективно использует прогнозирование и планирование во время вождения, часто использует тормоза реже и редко использует тормоза интенсивно, за исключением чрезвычайных ситуаций.
Тормозная способность
Практически любой может нажать на педаль тормоза, но это делает каждый день за рулем, что вскоре приведет к аварии.
Ваш уровень способности к торможению определяется двумя основными наборами навыков:
- Техника торможения - как вы нажимаете на педаль тормоза.
- Наблюдение, ожидание и планирование - то, что вы видите вокруг себя, то, что вы ожидаете, произойдет и планирование этой ситуации до того, как вы туда доберетесь.
Если вы только начинаете учиться водить, вы не сможете многое сделать с точки зрения наблюдения, ожидания и планирования. На самом деле, вы не хотите, ваш инструктор по вождению сделает это от вашего имени. Вместо этого вы сначала должны сосредоточиться на том, чтобы почувствовать тормоза автомобиля и получить навыки техники торможения. Для этого полезно получить общее представление о том, как работают автомобильные тормоза.
Как работают автомобильные тормоза
Как работают автомобильные тормоза
Автомобильные тормоза в основном работают так же, как тормоза на толкающем велосипеде.Как в толкающих велосипедах, так и в автомобильных тормозах используются колодки, и оба имеют диски, хотя для большинства толкающих велосипедов «диск» фактически является ободом колес.
Глядя на схему вращающегося колеса, мы видим, что тормозные колодки не соприкасаются с тормозным диском. Там, где педаль тормоза была нажата на схеме неподвижного колеса, колодки прижимались гидравликой к тормозному диску.
Так же, как на толкающем велосипеде, трение о колодки и диски (или ободья колес) превращает всю эту кинетическую энергию (движение автомобиля вперед) в тепло.Однако применяется тот же принцип, что трение останавливает автомобиль или толкающий велосипед. Причина, по которой мы сравниваем его с толкающим велосипедом, заключается в том, что большинство из нас использовали его, прежде чем научиться водить. Принцип, в котором они механически останавливаются, не только один и тот же, но и способ, которым вы останавливаетесь, одинаков.
Техника торможения
Если вы хотите затормозить толкающий мотоцикл, маловероятно, что вы просто выжмете уровень тормоза настолько сильно, насколько это возможно, иначе вы будете заносить или даже перебираете рукоятки.Вы мягко тормозите, чередуя давление, пока не дойдете до полной остановки. То же самое относится и к тормозам и педали тормоза на автомобиле. Это называется прогрессивным торможением.
Прогрессивное торможение
Что такое прогрессивное торможение?
Прогрессивное торможение - это, по сути, переменное торможение вместо постоянного торможения. Оно должно начинаться с малого, увеличиваться с давлением и заканчиваться светом. Прогрессивное торможение является безопасной техникой вождения, которая- позволяет другим водителям реагировать на ваши действия
- предотвращает заблокированные колеса
- предотвращает занос автомобиля
- уменьшает износ тормозов, шин, подвески и других механических частей
- экономит на топливе
- удобнее для ваших пассажиров
Когда вы овладеете прогрессивным торможением, вы остановитесь там, где намеревались остановиться, весь процесс торможения будет плавным, а когда вы остановитесь, в конце не будет агрессивного толчка.Прогрессивное торможение не обязательно означает медленное, прогрессивное торможение даже выполняется в ситуации аварийного останова. Дело в том, что это делается постепенно, а не просто давить на тормоза.
Чтобы достичь этого, начните с ровного или слегка наклонного уклона и по тихой прямой дороге. Не ставьте себе цель, где вам нужно остановиться, просто почувствуйте тормоза. Чтобы понять и освоить прогрессивную технику торможения, вам нужно делать это поэтапно.Однако перед началом торможения убедитесь, что вы закрываете тормоз правой ногой, а сцепление - левой ногой. Это просто означает, что вы ставите ногу на педали при подготовке к остановке, но не нажимаете их. См. Крышку тормоза для получения дополнительной информации. Эти этапы прогрессивного торможения:
- Почувствуйте - когда начинается процесс торможения, осторожно нажмите педаль, чтобы устранить провисание между дисками и тормозными колодками. Вы узнаете, когда это будет достигнуто, и почувствуете, как тормоза замедляют автомобиль.
- Фирма - теперь все еще мягко, но более жестко надавите на педаль тормоза. Продолжайте прилагать давление и замедлять движение, пока не достигнете необходимой скорости. Эта средняя фаза должна установить подходящую скорость, с которой вам нужно договориться об опасности, например, это может быть поворот на дороге или остановка для красного света. В этом случае мы просто останавливаемся, поэтому осторожно, но твердо прикладывайте давление, пока не будет достигнута скорость от 5 до 10 миль в час.
- Перо - последний этап - аккуратно начать ослаблять педаль тормоза, чтобы вы остановились в плавном контролируемом действии.Осторожно надавите на педаль, если вы не останавливаетесь достаточно быстро. Муфта должна быть нажата на оперении, примерно на 3-4 метра, прежде чем вы собираетесь остановиться, чтобы не заглохнуть. Посмотрите, как прекратить глохнуть машину для получения дополнительной информации.
Постепенное торможение объяснено
Попытайтесь использовать эту прогрессивную технику торможения достаточное количество раз, пока не почувствуете, что тормоза и педаль хорошо ощущаются, и пока не достигнете плавного контролируемого останова.
Диаграмма справа может помочь понять, чего вы пытаетесь достичь с помощью прогрессивного торможения по сравнению с постоянным торможением.Ключ находится в средней «твердой» части торможения, чтобы измерить правильную величину замедления, необходимую для достижения плавного останова в конце, в отличие от резкого или постоянного торможения, которое приводит к резкому останову.
Как только вы достигли разумного уровня мастерства, установите себе конкретную цель, чтобы остановиться на. Это может быть позади припаркованной машины или на перекрестке, например. Всегда полезно использовать контрольные точки, чтобы помочь учащимся-водителям понять, где остановиться, поскольку может быть сложно определить, где находится передняя часть автомобиля с места водителя.
Примером подходящей контрольной точки для развязок является выбор маркера на автомобиле, который выровнен с соединительными линиями на дороге. Более четкое объяснение можно получить из учебника по соединительным линиям. Водители-ученики часто останавливаются слишком рано перед перекрестком. Контрольные точки помогают решить эту проблему, поскольку они визуально помогают понять, где остановиться.
навык торможения проверен
У опытного всестороннего водителя будет много навыков, большинство из которых дополняют друг друга.В конце концов, опыт в прогрессивном торможении бесполезен, если вы не умеете читать дорогу. Чтение дороги впереди - это ваша способность предвидеть, что что-то происходит, поэтому, например, в будущем вы увидите светофоры, которые уже некоторое время горят зеленым. Вы ожидаете, что они изменятся, прежде чем достигнете их Или пешеходный переход на зеленом, но есть люди, которые ждут, вы ожидаете, что огни меняются раньше или так же, как вы получите там.
После ожидания планирования не требуется.Планируете ли вы туда попасть и нажать на тормоза, если свет поменяется, или ослабить акселератор, прикрыть тормоз и сцепление и подготовиться либо продолжить движение через огни, либо использовать прогрессивное торможение на определенном расстоянии от фонарей, если они изменение? Прогнозирование и планирование - один из самых сложных навыков для изучения. Это требует времени и практики, но важно, чтобы все остальные навыки вождения слились. Это также очень важно, если вы тоже хотите сдать экзамен по вождению!
Нужно ли изучать техники торможения?
Все современные автомобили оснащены антиблокировочными тормозами в той или иной форме, поскольку это является обязательным требованием для производителей автомобилей в ЕС.Однако антиблокировочная система тормозов не позволяет останавливаться раньше. Они предназначены для того, чтобы водитель мог управлять автомобилем во время торможения в чрезвычайной ситуации и тем самым потенциально избежать столкновения.
Даже с развитием технологий автомобильных тормозов по-прежнему важно изучать безопасные методы торможения, чтобы избежать ненужных опасных ситуаций. Хорошие методы торможения, тем не менее, полезны только в том случае, если достаточны навыки наблюдения и ожидания водителей. Вредные привычки вождения, такие как задняя дверь, также будут иметь пагубные последствия не только для других участников дорожного движения, но и для любых навыков торможения, которые могут быть изучены, поскольку они делают их бесполезными.
Автомобильные тормозные накладки
Будьте осторожны при торможении на повороте в дороге. Движущиеся объекты естественно стремятся путешествовать по прямой линии (инерция). Для изменения направления движения движущегося объекта требуется неуравновешенная сила (центростремительная сила). Торможение на повороте выводит автомобиль из равновесия. Вес автомобиля при торможении смещается на передний план, что особенно сложно для автомобилей с передним приводом, так как может стать трудно управлять и тормозить одновременно. Поскольку вес переходит на переднюю часть автомобиля из-за торможения, задние шины теперь имеют меньшее сцепление с дорогой, а также из-за поворотов, вес и сцепление, доступное для задних шин, распределяются неравномерно.Это заставляет заднюю часть автомобиля размахнуться и обогнать переднюю часть автомобиля. Это становится более вероятным, чем сильнее вы тормозите.
Торможение и рулевое управление также довольно недоброжелательно для ваших передних шин. Шинам только очень нравится делать одно, ездить по кругу и по прямой. Поворот, в то время как рулевое управление теперь создает дополнительную нагрузку на передние колеса, поскольку автомобиль (инерция) пытается двигаться по прямой, добавьте к этому торможение, и вы действительно начнете много просить, чтобы ваши передние колеса имели дело с.Мало того, что торможение на повороте делает автомобиль намного более нестабильным, оно намного быстрее изнашивает ваши передние шины - и, конечно, их замена не из дешевых. Вместо этого ожидайте изгиб вперед, замедляйте движение и используйте прогрессивное торможение, чтобы достичь соответствующей скорости изгиба, прежде чем войти в нее. Это становится особенно важным на мокрой или обледенелой дороге.
Думай наперед
Всегда учитывайте:
- погодные условия
- ваша скорость путешествия
- состояние дороги.Мокрый, грязный, ледяной, снег
- развал может повлиять на реакцию вашего автомобиля на торможение
- есть ли у дороги градиент
- видимость
- состояние вашего автомобиля, шины и давление в шинах
- время реакции, необходимое для реагирования на инцидент
Связанные учебники
Советы по вождению
,Официальный дорожный код Новой Зеландии для мотоциклистовДорожное покрытие
На дорогах и автомагистралях Новой Зеландии используются три основных типа поверхности:
- асфальт
- чип-печать
- открытых поверхностей.
Мотоцикл балансирует на двух колесах. Чтобы оставаться в вертикальном положении, два колеса должны иметь хорошее сцепление с поверхностью дороги. Из-за этого любая поверхность, которая влияет на сцепление шины, повлияет на ее баланс.Вы также должны быть готовы к изменениям дорожного покрытия.
Асфальт
Асфальт, также называемый битумом, имеет гладкую черную окраску и создает низкий уровень дорожного шума при движении по нему. Это часто используется на загруженных дорогах и кривых, потому что это хорошо противостоит износу, вызванному торможением транспортных средств.
Асфальт может быть скользким, когда он мокрый. Это означает, что вы должны снизить скорость и проявлять особую осторожность в сырую погоду.
Асфальт
Chip-seal
Chip-seal - это тонкий слой камней в смоле.Он выглядит грубым, когда в хорошем состоянии, но может носить гладкую с возрастом и частым использованием.
Изношенный чип-уплотнитель имеет пониженное сопротивление скольжению, поэтому будьте внимательны, чтобы не пропустить гладкие участки, когда вы катаетесь по нему.
Помедленнее на недавно уложенном чип-уплотнении. Там могут быть участки незакрепленных фишек, которые могут увеличить риск заноса. Незакрепленные стружки также могут быть выброшены при проезде через них транспортных средств.
Chip-seal
Незапечатанные поверхности
В зависимости от географического района незапечатанные дороги могут быть глиной, пемзой или гравием (иногда их называют «сыпучий металл»).Эти дороги, как правило, второстепенные дороги в сельской местности.
Поскольку поверхность дороги свободная, ваш мотоцикл будет вести себя иначе, чем на закрытой дороге.
- Прочитайте дорогу впереди.
- Держи голову выше - посмотри, куда ты хочешь пойти.
- Relax - позвольте мотоциклу двигаться под вами. Не пытайтесь контролировать каждое движение.
- Если есть колеи, по левой дороге.
- Тормозить аккуратно.
Вам также нужно будет проявлять особую осторожность в сухую погоду, так как ваша видимость может уменьшиться из-за пыли, которая будет выбрасываться любым транспортным средством перед вами. Всегда увеличивайте дистанцию, чтобы держаться подальше от пылевого облака.
Гравий
Скользкие поверхности
Поездка на скользкой поверхности может быть опасной, потому что:
- Ваш тормозной путь больше, так как шины имеют меньшее сцепление с дорогой
- существует больший риск того, что ваш мотоцикл выйдет из-под контроля.
Поверхности, на которых ездить очень скользко, включают:
- мокрый битум
- гравийных дорог или мест, где песок и гравий скапливались на закрытых дорогах
- грязь
- снег и лед
- окрашенные дорожные разметки и стальные поверхности (например, крышки люков и железнодорожные линии - они особенно опасны при намокании)
- дорог, по которым пролилось дизельное топливо, масло или бензин из двигателей или цистерн других транспортных средств.
Чтобы избежать заноса на скользком дорожном покрытии:
- ездить на более медленной скорости - это особенно важно, если вы собираетесь ввести кривую
- дают больше времени для торможения, начиная торможение раньше, чем обычно
- всегда сначала используйте передний тормоз, стараясь не заблокировать колесо. Тормоз пока в вертикальном положении.
Избегайте резких движений
Любое резкое изменение скорости или направления на скользкой поверхности может привести к скольжению или падению.Из-за этого вы должны поворачивать, тормозить, ускоряться и переключать передачи как можно меньше и постепенно, насколько это возможно.
В очень скользком месте, таком как кусок льда, вы не должны делать никаких изменений, пока не пройдете через него.
Избегайте скользких участков
.