Почему в великобритании левостороннее движение
Не было бы Англии — не было бы «правого» руля. О правомерности этого утверждения в автомобильных кругах спорят не один десяток лет.
АиФ.ru попытался разобраться, почему в Великобритании укоренилась левосторонняя схема движения и как это отразилось на других странах мира.
Почему в Англии повелось ездить по левой стороне дороги?
Норму ездить по левой стороне дороге английские власти законодательно закрепили в 1756 году. За нарушение билля предусматривался внушительный штраф — фунт серебра.
Существуют две основные версии, которые объясняют, почему в середине XVIII века Англия сделала выбор в пользу именно левостороннего движения.
- Римская версия
В Древнем Риме придерживались левостороннего движения. Такой подход объяснялся тем, что легионеры держали оружие в правой руке. И поэтому в случае неожиданной встречи с неприятелем им было выгоднее находиться на левой стороне дороги. Враг таким образом попадал прямо на рубящую руку. После того, как в 45 году нашей эры римляне завоевали британские острова, «левизна» могла перекинуться и на Англию. В пользу этой версии говорят результаты археологических экспедиций. В 1998 в графстве Уилтшир на юго-западе Англии была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой.
- Морская версия
Добраться до Европы англичане раньше могли только водным путём. Поэтому морские традиции крепко вошли в культуру этого народа. В старину английские корабли должны были обходить встречное судно с левой стороны. Впоследствии этот обычай мог распространиться и на дороги.
В современных международных правилах судоходства закреплено правостороннее движение.

Как английская «левизна» расползлась по всему свету?
Большинство левосторонних стран выбрали именно эту схему движения в связи со следующими обстоятельствами:
- Колониальный фактор.
Великобритания ещё в середине прошлого века была империей, над который никогда не заходило солнце. Большинство бывших колоний, разбросанных по всему миру, после обретения независимости решили сохранить привычное для них левостороннее движение.
- Политический фактор.
Во времена Великой Французской революции был издан декрет, в котором предписывалось всем жителям республики двигаться по «простонародной» правой стороне дороги. Когда же к власти пришёл Наполеон Бонапарт, схема движения превратилась в аргумент политики. В тех государствах, что поддерживали Наполеона, — Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания — установилось правостороннее движение. С другой стороны, те, кто противостоял Франции: Великобритания, Австро-Венгрия, Португалия — оказались «левыми». Впоследствии левостороннее движение в этой тройке стран сохранилось только в Соединённом королевстве.
Политическая дружба с Великобританией поспособствовала введению «левизны» на дорогах в Японии: в 1859 году посол королевы Виктории сэр Рутерфорд Алкок убедил власти островного государства принять левостороннее движение.
Когда в России утвердилось правостороннее движение?
В России нормы правостороннего движения сложились ещё в средние века. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 году писал, что «в Российской империи повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила эту норму законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.
Страны, которые поменяли движение
История знает немало примеров, когда страны переходили с одной схемы движения на другую. Поступали так государства по следующим причинам:
- «Назло вчерашним оккупантам»
США перешли на движение по правой стороне дороги после провозглашения независимости от Великобритании в 1776 году.
Корея перешла на правостороннее движение после окончания японской оккупации в 1946 году.
- Географическая целесообразность
На правостороннее движение в середине 1960-х – начале 1970-х перешли многие бывшие британские колонии в Африке. Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана поступили так для удобства: вокруг них находились «правоездящие» бывшие французские колонии.
Швеция поменяла направление движения последней в Европе. В 1967 году там произошёл так называемый День «H»*, когда все машины королевства перестроились на другую полосу. Причина перехода на «право» лежала не только в географии, но и в экономике. Большинство стран, куда шли производимые в Швеции автомобили, использовали левый руль.

В 2009 году на левостороннее движение перешло Самоа. Это было связано с большим количеством подержанных автомобилей с правым рулём, которые поставлялись в страну из Австралии и Новой Зеландии.
«Левые» исключения
В правосторонних странах находится место для «левых» исключений. Так, на небольшой улице генерала Лемонье (длиной 350 метров) в Париже двигаются по левой стороне. Есть небольшие участки с левосторонним движением в Одессе (Высокий переулок), в Москве (разъезд на ул. Лескова), в Питере (набережная реки Фонтанки) и во Владивостоке (ул. Семёновская на участке от Алеутской улицы до пересечения с Океанским проспектом, а также на ул. Мордовцева).
Какое движение безопаснее?
По мнению специалистов, то, по какой стороне вы едете, не влияет на степень безопасности движения — это всего лишь вопрос привычки.
Страны с левосторонним движением

Мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72 % и 28 %, при этом 66 % водителей мира ездят по правой стороне, а 34 % — по левой.
Северная Америка
- Антигуа и Барбуда
- Багамские Острова
- Барбадос
- Ямайка
Южная Америка
- Гайана
- Суринам
Европа
- Великобритания
- Ирландия
- Мальта
Азия
- Бангладеш
- Бруней
- Бутан
- Восточный Тимор
- Гонконг
- Индия
- Индонезия
- Кипр
- Макао
- Малайзия
- Мальдивские о-ва
- Непал
- Пакистан
- Сингапур
- Таиланд
- Шри-Ланка
- Япония
Африка
- Ботсвана
- Замбия
- Зимбабве
- Кения
- Лесото
- Маврикий
- Мозамбик
- Намибия
- Сейшельские острова
- Свазиленд
- Танзания
- Уганда
- ЮАР
Океания
- Австралия
- Кирибати
- Науру
- Новая Зеландия
- Папуа — Новая Гвинея
- Самоа
- Тонга
- Фиджи
*День «Н» (швед. Dagen H, где буква H обозначает швед. Högertrafik — правостороннее движение) — день перехода Швеции с левостороннего на правостороннее движение 3 сентября 1967 года. В 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться и сменить сторону дороги; продолжить движение разрешалось в 5:00.
Почему в Англии левостороннее движение?
Вы когда-нибудь задумывались о том, что, почему в Англии левостороннее движение? Ну, во всех известных и часто посещаемых странах водители ездят направо, а на Туманном Альбионе все иначе. Зачем?
Дань традиции? Но откуда взялась эта привычка и почему она утвердилась?
Почему в Англии левостороннее движение? Первая версия
Давайте попробуем понять, почему правостороннее движение распространено в мире, а затем мы попытаемся применить факты к традициям Великобритании.
В целом следует отметить, что традиция передвижения по улице возникла задолго до того, как человечество изобрело автомобиль.
В соответствии с одной из основных версий правостороннее движение могло возникнуть еще в средневековой Европе. Именно тогда мужественные и сильные всадники на своих лошадях ехали по достаточно узким дорогам, соединяя поселения друг с другом. И, конечно же, каждый из них был вооружен.
Представьте себе этого воина: на хорошо скоординированном коне мужчина средних лет, одетый в доспехи, гордо сидит в левой руке, сверкая на солнце гигантским щитом.Мы размышляем дальше. Большинство жителей планеты - правши. Отсюда, естественно, следует, что в случае малейшей опасности правая рука в любой момент была готова вырвать меч из ножен. Соответственно придерживаться смещения было с правой стороны. Это удобнее.
Но почему жители этого Великобритании не следовали этому принципу? Давайте проанализируем еще одну гипотезу.
Почему в Англии левостороннее движение? Версия 2
Существует мнение, что этот факт напрямую связан с ходовыми вагонами и вагонами.Улицы были настолько непригодны для езды на конном транспорте, что нельзя было пропустить двух водителей. Кто-то должен был уступить. Для этого придумали специальное правило, согласно которому на собрании каждый должен был направить свою команду к правой стороне дороги.
Почему именно так? Скорее всего, это снова было связано с тем, что у большинства жителей нашей планеты правая рука все еще доминирует над левой, поэтому поводья были растянуты ею.
Это произошло по всей Европе, поэтому историки пришли к выводу, что традиция сохранилась даже после появления принципиально новых автомобилей, первых автомобилей.
И этот вариант, по-видимому, для какой-то совершенно нелепой аварии тоже не повлиял на Альбион.
Почему в Англии левостороннее движение? Версия три
Теперь я предлагаю подумать, почему ни первая, ни вторая версии не работают в этом состоянии. Но на самом деле это законодатель левого движения. Наверное, все дело в его островном расположении. Страна была связана и продолжает общаться с континентом в основном морскими путями.Там активно развивалась судоходная отрасль. Те. жизнь страны во многом была подчинена морскому департаменту, который однажды издал указ о том, что все корабли в движении должны придерживаться левой стороны.
Через некоторое время этот закон распространился на новые дороги повсюду, а затем и в странах, которые в разное время попадали под влияние Великобритании.
Мне также приходилось сталкиваться с таким вопросом, что правительство этой страны было очень обеспокоено безопасностью своих пешеходов, поэтому, чтобы избежать случайного повреждения пешехода, бьющего лошадь, водитель должен был управлять своей телегой или экипажем, придерживаться левой стороны.
А в каких странах левое движение еще существует?
Отмечу, что в нашей стране единый правосторонний транспорт (для пешеходов, извозчиков и экипажей) был принят в 1752 году по указу российской императрицы Елизаветы Петровны.
Вообще в мире были довольно частые случаи, когда вся страна должна была заново адаптироваться к новым правилам. Зачем? Если государство было соседним и активно поддерживало экономические отношения со своими правосторонними соседями, правительство рано или поздно должно было принять решение о принятии общих норм.Например, британские колонии в Африке должны были сделать то же самое. А после окончания японской оккупации направление движения сменилось на Южную Корею и Северную Корею.
Последней страной в этом списке была Швеция, правительство которой подошло к этому вопросу очень осознанно и заранее тщательно спланировало весь необходимый перечень действий. За четыре года до начала реформы была создана специальная комиссия, которая должна была разработать, а затем осуществить целый ряд необходимых мер.И, наконец, в начале сентября 1967 года, ровно в 4:50 по местному времени, весь транспорт страны был вынужден остановиться и через 10 минут возобновить движение, но уже на правой стороне дороги. Кроме того, сначала был введен специальный режим ограничения скорости.
Есть ли еще страны с левосторонним движением? Да. И эти состояния довольно далеко друг от друга. Судите сами: Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Ирландия, Сингапур, Южная Африка, Япония и ряд стран африканского континента.
Жители этих стран, конечно, воспринимают это необычное направление движения как должное, но туристам часто рекомендуется не рисковать, а стараться прибегать к услугам местных водителей или водителей такси.
р>.Ведущая сторона дороги - это сторона, где должны двигаться транспортные средства. В каждой стране указывается, будут ли транспортные средства двигаться по правой или левой стороне дороги. [1] Это иногда называют правилом дороги . [2] Это основное правило облегчает движение трафика. Это также снижает риск встречных столкновений.Сегодня около 66,1% людей в мире живут в странах, которые едут по правой руке. 33,9% живут в странах с левосторонним движением. [3] Не путайте между левым рулем (LHD) и левосторонним движением по дороге, которая является правосторонним (RHD).
В то время как большинство стран, которые едут по левой стороне, являются бывшими британскими колониями, есть некоторые, которые еще не выбрали левую сторону дороги. Эти страны включают Японию, Таиланд, Непал, Бутан, Мозамбик, Гайану, Суринам, Восточный Тимор и Индонезию.Сегодня только четыре европейские страны едут по левому краю: Великобритания, Ирландия, Мальта и Кипр, все из которых являются островами. Есть несколько стран, где их территории, которые существуют за пределами материка, движутся с другой стороны от материка. Одним из хорошо известных примеров является то, что весь Китай движется по правой стороне, за исключением его особых административных районов Гонконг и Макао, которые движутся по левой стороне.
Исторически, до создания автомобиля, люди в основном ехали с левой стороны, так как большинство людей были правшами и били своих лошадей левыми руками.Воины в бою могут также использовать свою правую руку, чтобы держать и контролировать свое оружие. [4] Однако в 1700-х многие фермеры начали тянуть свои машины, используя не лошадей, а лошадей. Это было сделано для того, чтобы водитель мог легко сбить всех лошадей и чтобы водитель мог видеть, насколько близко их колеса находятся к другой повозке. В 1794 году Франция приняла первые законы о правостороннем управлении, и этот закон распространялся с завоеваниями Наполеона. [5] Территории и регионы бывшей Австро-Венгерской и Португальской империй сначала отказались изменить направление движения, но большинство в конечном итоге предпочло двигаться по правой стороне.Только Мозамбик, Восточный Тимор и Макао (все бывшие португальские колонии) по-прежнему движутся по левой стороне. [6] Канада, Мьянма, Гибралтар, Британская территория в Индийском океане и некоторые страны Западной Африки, такие как Гана, Нигерия, Сьерра-Леоне и Гамбия, все перешли на вождение по правой стороне дороги.
,Почему британцы едут налево?
Задумывались ли вы, почему британцы едут налево?
Для этого есть историческая причина; все дело в том, чтобы держать руку меча свободной!
В средние века вы никогда не знали, с кем встретитесь, путешествуя верхом на лошади. Большинство людей правши, поэтому, если справа от вас пройдет незнакомец, ваша правая рука будет свободна, если понадобится. (Точно так же лестницы средневекового замка спиральны по часовой стрелке и идут вверх, поэтому обороняющиеся солдаты могли бы нанести удар вокруг поворота, но нападавшие (поднявшись по лестнице) не смогли бы.)
Действительно, правило «держись налево» уходит еще дальше во времени; археологи обнаружили свидетельства того, что римляне везли повозки и повозки слева, и известно, что римские солдаты всегда шли слева.
Это «правило дороги» было официально санкционировано в 1300 году нашей эры, когда папа Бонифаций VIII объявил, что все паломники, едущие в Рим, должны держаться левой стороны.
Это продолжалось до конца 1700-х годов, когда большие вагоны стали популярны для перевозки грузов.Эти фургоны были запряжены несколькими парами лошадей и не имели места водителя. Вместо этого, чтобы управлять лошадьми, водитель сидел на лошади слева сзади, таким образом, держа руку кнута свободной. Сидение слева, однако, затрудняло оценку движения, идущего в другую сторону, так как любой, кто водит автомобиль с левосторонним управлением по извилистым полосам Британии, согласится!
Эти огромные вагоны наилучшим образом подходили для широких открытых пространств и больших расстояний Канады и США, и в 1792 году в Пенсильвании был принят первый закон о соблюдении прав, и впоследствии многие штаты Канады и США последовали его примеру.
Во Франции указом 1792 года было предписано движение транспорта по «общему» праву, и позднее Наполеон установил правило на всех французских территориях.
В Британии не было особого требования к этим массивным фургонам, и у меньших британских транспортных средств были места для водителя, чтобы сидеть позади лошадей. Поскольку большинство людей правши, водитель сидел бы справа от сиденья, чтобы его кнутовая рука была свободна.
Пробки на дорогах в Лондоне 18-го века привели к тому, что был принят закон, по которому все движение на Лондонском мосту держалось левее, чтобы уменьшить количество столкновений.Это правило было включено в Закон о шоссе 1835 года и было принято во всей Британской империи.
В 20-м веке было движение к гармонизации дорожных законов в Европе, и постепенный сдвиг начался с вождения слева направо. Последними европейцами, которые перешли слева направо, были шведы, которые смело сделали изменение за ночь на Дагене Н (день H) 3 сентября 1967 года. В 4.50 утра все движение в Швеции прекратилось на десять минут перед повторным запуском, на этот раз с правым движением ,
Сегодня только 35% стран едут налево. К ним относятся Индия, Индонезия, Ирландия, Мальта, Кипр, Япония, Новая Зеландия, Австралия и совсем недавно, Самоа в 2009 году. Большинство этих стран являются островами, но там, где сухопутные границы требуют изменения слева направо, это обычно достигается с использованием трафика огни, перекрестные мосты, односторонние системы или аналогичные.