Масло трансмиссионное характеристики
Характеристики трансмиссионных масел
В этой статье мы поговорим о характеристиках трансмиссионных масел, позволяющих им выполнять свои функции. Для начала нужно определиться с этими самыми функциями, наметить «цели и задачи», так сказать. Масло в коробке передач в первую очередь должно хорошо смазывать (как и моторное масло, в общем-то). Банальность, конечно, но это отправная точка в определении основных характеристик трансмиссионки.
Смазывающие свойства – это способность масла принимать на себя и «гасить» за счёт вязкостных свойств усилия, которые в противном случае воздействовали бы на твёрдую поверхность деталей механизмов, разрушая её и вызывая тем самым износ этих деталей.
Исходя из этого определения, в первую очередь трансмиссионные масла должны иметь достаточно хорошие вязкостные свойства, плюс противоизносные и противозадирные присадки.
В отличие от моторных трансмиссионные масла не контактируют с горячими зонами цилиндропоршневой группы и с продуктами сгорания топлива, на борьбу с которыми тратится основной объём антиокислительных и диспергирующих присадок. Соответственно, в трансмиссионке они не нужны, по крайней мере в больших количествах. С другой стороны, температуры в узлах трансмиссии иной раз доходят до 150°C, плюс присутствует вода и кислород из атмосферы, что требует наличия какого-то количества антиокислителей. Ниже перечислим основные характеристики трансмиссионных масел:
- смазывающие свойства
- вязкостные и антифрикционные характеристики
- термоокислительная стабильность
- антикоррозионные свойства
- антипенные свойства
- совместимость с материалом уплотнений
- стабильность при длительном хранении
Теперь подробнее о каждом из них.
Смазывающие свойства трансмиссионного масла
Как я уже писал в начале статьи, главная функция моторного – это снижение износа деталей и предотвращение задира на них. Это и называется смазывающей способностью масла. Из статьи о свойствах моторного масла мы помним, что эта способность напрямую зависит от вязкости.
Чем выше вязкость, тем лучше смазывание. Это справедливо для гидродинамического режима трения, то есть там, где отсутствует непосредственный контакт металлических поверхностей. Однако в трансмиссии гораздо чаще, чем в двигателе, возникают смешанный и граничный режимы трения, при которых металл деталей входит в непосредственный контакт при высокой температуре и большой нагрузке. В этом случае детали предохраняют противоизносные и противозадирные присадки, в качестве которых используются содержащие серу и фосфор соединения.
Вкратце механизм их действия таков: при взаимодействии двух деталей (например, шестерёнок) с высокой нагрузкой в зоне микроконтакта возрастает температура, порой до порога плавления металла. В этот момент вещество присадки вступает в химическую реакцию с металлом поверхности, образуя так называемые модифицированные слои (или «эвтектические смеси») с меньшим напряжением сдвига. Сродни тонкой наледи вместо микролужи на асфальте после заморозков. Такая «наледь» может и сдвинуться вслед за контактирующей поверхностью, которая «проскользит» по ней без вреда для деталей (особенно если учесть, что такие зоны образуются на обеих соприкасающихся деталях). И даже если этот модифицированные слой разрушится, то в момент следующего напряжённого контакта он образуется вновь, и так далее, до полного срабатывания противозадирной присадки.
Таков механизм действия противозадирных и противоизносных присадок в трансмиссионном масле. В этих условиях вязкость не имеет особого значения для достижения защитного эффекта, однако при малой вязкости слой масла может быть слишком тонким, соответственно, в нём будет недостаточно этих присадок. Поэтому в маловязких маслах концентрацию серо-фосфорсодержащих присадок увеличивают примерно в полтора раза.
Вязкость и потери энергии на трение
В отношении вязкостных характеристик трансмиссионных масел предъявляются противоречивые требования. С одной стороны (и мы отметили это выше) при доминировании граничных и смешанных гранично-гидродинамических режимах трения вязкость не имеет принципиального значения для достижения большей сохранности деталей. А потери энергии на трение тем меньше, чем меньше вязкость масла. Надо сказать, что в трансмиссии они довольно высоки, около 50%. То есть, если двигатель выдаёт КПД 25%, то до колёс доходит примерно 12-13%. При использовании маловязких масел и антифрикционных присадок можно достигнуть экономии топлива порядка 2-3%. Немного, но в масштабах автопарка чувствительно. Ещё один плюс от малой вязкости – облегчённый пуск (особенно зимой) и работа трансмиссии в холодном состоянии. В этой связи понятно стремление производителей сделать трансмиссионные масла как можно менее вязкими.
С другой стороны, большая вязкость позволяет маслу лучше удерживаться на смазываемой поверхности, и её уменьшение может привести к увеличению износа, возникновению задиров и питтинга (микровыемки, выкрошенные в металле, снижающие прочность детали в целом). Ведь противоизносные присадки в этом случае не смогут помочь, они просто стекут вместе с маловязким маслом с детали. Помимо этого, слишком низкая вязкость может увеличить утечку масла через уплотнения трансмиссии.
Выход из этой ситуации с противоречивыми требованиями найден благодаря улучшению технологии изготовления агрегатов трансмиссии. Качественные уплотнения, преобладание граничных режимов трения и минимизация свободного пространства позволяют-таки использовать маловязкие масла. (Если вдруг захотелось подробностей по термину вязкости, можно почитать статью о вязкости моторных масел, там всё разложено по полочкам).
Антиокислительные свойства
В процессе работы в агрегате трансмиссионное масло нагревается в следствие трения. Вместе с кислородом воздуха и каталитическим воздействием металлов деталей возникают условия для активного окисления. В этом случае начинают окисляться и выпадать в осадок нерастворимыми соединениями все компоненты масла, включая противозадирные присадки, недостаток которых может вызвать поломку узла трансмиссии. Наибольшее значение для ускорения процесса окисления имеет температура. Надо отметить, что синтетическая основа более термостабильна, нежели минералка (ещё один довод в пользу синтетики в трансмиссии).
В общем, понятно, что окисление – это очень плохо. Для борьбы с ним добавляют антиокислительные присадки. Они реагируют со свободными радикалами и другими химически активными компонентами, превращаясь вместе с ними в растворимые неактивные вещества, то есть попросту в безвредный и бесполезный балласт, либо разлагают эти компоненты на менее активные. Это позволяет снизить степень окисления до приемлемых значений.
Антикоррозионные свойства
В узлах трансмиссии используются детали из цветных металлов, таких как алюминий, медь, свинец, различные сплавы с оловом и другим цветметом. Цветные металлы достаточно легко корродируют, взаимодействуя с продуктами окисления масла. Соответственно, чем быстрее масло окисляется, тем интенсивнее подвергаются коррозии эти детали. Поэтому у антикор-присадок задача нейтрализовать продукты окисления до их реакции с металлами. От антиокислителей они отличаются тем, что одним из механизмов работы антикоров является покрытие поверхности тонкой плёнкой, устойчивой к воздействию кислот и воды (которая тоже добавляет свои пять копеек в дело коррозии металла). Помимо собственно защиты детали эта плёнка «пассивирует» металл, то есть снижает его каталитическую способность в отношении окисления масла. Так что многие антикоррозионные присадки являются дезактиваторами металла, а значит добавляют антиокислительных свойств продукту.
Антипенные свойства
В процессе функционирования трансмиссионные масла активно перемешиваются с воздухом, что приводит к образованию пены. На способность к пенообразованию в значительной мере влияет фракционный состав масла, степень и глубина его очистки, свойства функциональных присадок, давление и температура. У парафиновой составляющей стойкость к вспениванию выше, чем у нафтеновой, поэтому маловязкие масла (в которых количество парафинов сведено к минимуму) лучше пенятся. Загрязняющие примеси, как и некоторые присадки в трансмиссионное масло увеличивают прочность плёнки пузырьков, в результате образуется стойкая пена. Процесс пенообразования проходит активнее с повышением температуры. В случае образования стойкой пены смазывание трансмиссии проходит масловоздушной смесью, в которой недостаточно непосредственно масла, поэтому детали быстро выходят из строя.
Антипенные присадки снижают поверхностное натяжение маленьких пузырьков воздуха, в результате чего они объединяются в более крупные и легко лопаются, не успевая образовать устойчивую пену.
Совместимость с материалами уплотнений
Помимо прочего композиционный состав трансмиссионных масел проверяют на взаимодействие с уплотнениями агрегатов, стараясь снизить его до минимума. Основная цель – не допустить набухания эластомеров, которые изменят при этом свои физические свойства, а значит и способность к герметизации соединения. Современные масла могут даже оказывать положительное воздействие на материал уплотнений, восстанавливая их первоначальную структуру.
Стабильность при длительном хранении
И наконец, полученный состав трансмиссионного масла должен быть стабилен при длительном хранении, поскольку иногда в состоянии покоя происходит выпадение присадок в осадок. В результате масло лишается части своих свойств и не обеспечивает должную защиту узлов и агрегатов трансмиссии.
Кстати, в этой связи встречал я любопытный случай, когда производитель масел заявлял о приемлемости выпадения осадка при длительном хранении и рекомендовали применять такое масло после энергичного взбалтывания до растворения выпавшего осадка. Видимо, какая-то часть присадок может менять своё состояние без потери качества конечного продукта. Но это ни в коем случае не совет применять масла не взирая на наличие осадка, поскольку никто кроме специалистов производителя доподлинно не знает, какие именно присадки входят в то или иное масло и могут ли они безнаказанно выпадать в осадок, затем вновь растворяться в масле. Да и как-то не солидно это, «после сборки доработать напильником», навроде того…
Вот и все основные характеристики трансмиссионных масел, помогающие агрегатам работать безотказно в штатных режимах. Напоследок отмечу, что основную долю всех присадок в трансмиссионных маслах занимают противоизносные/противозадирные присадки, поскольку они в основном и срабатываются в процессе, в отличие, например, от моторных масел, в которых основной объём присадочного пакета, не считая модификаторов вязкости занимают детергенты и дисперсанты (эти непонятные слова можно «опонятить» в статье о составе моторного масла, если кому интересно). В линейках многих маслопроизводителей есть трансмиссионные продукты, имеющие в названии латинские буквы EP, от английских слов Extreme Pressure, то есть экстремальное давление. Пишутся они на маслах категории качества GL-4 по стандарту API (что это такое, прочитать можно в статье о классификации трансмиссионных масел), и говорят как раз о превалирующем наличии противоизносных и противозадирных присадок в продукте. Практические рекомендации по заливке можно посмотреть в статье о том, какое масло лить в МКПП.
Смазочные материалы, требующиеся для трансмиссионных механизмов, не привлекают особого внимания Смазка в коробках передач заменяется не так часто, как в двигателе. Трансмиссионные масла - это смазочные материалы, основной функцией которых является формирование защитной пленки на каждом зубчатом механизме коробки передач, раздаточных коробок, мостов и дифференциалов. С мотором все более-менее понятно. Давайте изучим марки трансмиссионных масел и их характеристики.Это очень полезная информация для начинающих автовладельцев.
общая информация
Независимо от сорта масла для трансмиссии в продукте, продукт основан на экстракте, полученном в процессе селективной очистки масляных смазок. Также здесь добавляются различные дистиллятные продукты и добавки. Последние часто основаны на фосфоре, сере, дисульфидах молибдена и других подобных веществах.
До того, как в мире стали появляться автомобили, оснащенные высоконагруженными трансмиссиями, в качестве смазки использовался нигрол.Его вязкость составляла от 6 до 20 мм -2000000 / с при температуре 100 градусов. Открытые зубчатые механизмы работают за счет вязких остаточных смазок с присадками. Их вязкость колеблется от 50 до 500 мм -2000000 / с при температуре 100 градусов.Зачем мне трансмиссионные масла?
Мы кратко рассмотрели, что необходимо смазывать в системе передачи. Эти продукты необходимы для уменьшения трения при работе зубчатых колес и других механизмов. Благодаря использованию смазочных материалов износ деталей трансмиссии значительно снижается, потери энергии из-за трения уменьшаются.Из-за масел избыточное тепло отводится от деталей. Поверхности зубчатых колес и механизмов защищены от коррозии. В разных странах они используют свои масла. Также они классифицируются по-разному.
Российский стандарт
Марки трансмиссионных масел и их характеристики в России строго регламентированы ГОСТами советских времен. В качестве основного документа, в котором систематизирована вся информация о смазочных материалах для агрегатов и агрегатов трансмиссии, используется ГОСТ 17479.2-85.Этот стандарт предусматривает четыре группы смазочных материалов. Они различаются по вязкости - это 9, 12, 18 и 34.
Все существующие продукты делятся на классы по результатам измерений вязкости при температуре 100 градусов. Второй параметр - это минимальные температуры, при которых динамическая вязкость не превышает 150 Па / с.Трансмиссионные масла, их марки и характеристики можно разделить на пять основных групп. Первый - это продукты, которые не содержат добавок. В остальных группах эти компоненты разрешены.Эффективность и характеристики добавок возрастают так же, как и номер группы. Пятая категория включает масла широкого спектра применения.
Первая группа
Этот класс включает материалы, которые состоят только из минеральных компонентов и не содержат добавок. Эти смазочные материалы предназначены для работы в червячных передачах, конических, цилиндрических. Допустимая контактная нагрузка составляет от 900 до 1500 МПа при температуре до 90 градусов.
Вторая группа
Это также масла на минеральной основе, но в них содержатся различные присадки, защищающие компоненты от износа.Эти марки трансмиссионных масел и их характеристики пригодны для работы в червячных, цилиндрических и других передачах, где контактная нагрузка составляет до 2100 МПа при температуре до 130 градусов.
Третья группа
Это минеральная смазка с противозадирными присадками. Добавки в этих продуктах умеренно затронуты. Эти смазки используются со спиральными каноническими передачами, цилиндрическими, гипоидными. Здесь максимальная нагрузка составляет до 2500 МПа, а температура достигает 150 градусов.
Четвертая группа
Это масла, содержащие противозадирные присадки с высоким уровнем действия. Они предназначены для коробок передач, в которых предельная нагрузка не превышает 3000 МПа при максимальной температуре 150 градусов. Одним из их представителей является трансмиссионное масло «Лукойл», характеристики которого позволяют использовать его для легковых автомобилей.
Пятая группа
Это универсальные смазочные продукты, в состав которых входят пакеты универсальных присадок. Часто они многофункциональны.Максимальная контактная нагрузка не более 3000 МПа, а максимальная температура не более 150 градусов.
Как маркировать отечественную продукцию
Марки трансмиссионных масел и их характеристики зашифрованы в специальном коде. Это выглядит так: ТМ-5-9 (3). Здесь ТМ говорит, что продукт является маслом для коробок передач. Цифра 5 сообщает, что это многофункциональный продукт с противозадирной присадкой. Значения 9 и 3 указывают на то, что это материал с низким уровнем вязкости и содержанием загущающей добавки.
Каковы характеристики трансмиссионного масла?
На сегодняшний день множество трансмиссионных механизмов со своими типами зубчатых колес и передач. Поэтому в зависимости от
-го.Смазочные материалы, требующиеся для трансмиссионных механизмов, не привлекают особого внимания Смазка в коробках передач заменяется не так часто, как в двигателе. Трансмиссионные масла - это смазочные материалы, основной функцией которых является формирование защитной пленки на каждом зубчатом механизме коробки передач, раздаточных коробок, мостов и дифференциалов. С мотором все более-менее понятно. Давайте изучим марки трансмиссионных масел и их характеристики.Это очень полезная информация для начинающих автовладельцев.
общая информация
Независимо от сорта масла для трансмиссии в продукте, продукт основан на экстракте, полученном в процессе селективной очистки масляных смазок. Также здесь добавляются различные дистиллятные продукты и добавки. Последние часто основаны на фосфоре, сере, дисульфидах молибдена и других подобных веществах.
До того, как в мире стали появляться автомобили, оснащенные высоконагруженными трансмиссиями, в качестве смазки использовался нигрол.Его вязкость составляла от 6 до 20 мм -2000000 / с при температуре 100 градусов. Открытые зубчатые механизмы работают за счет вязких остаточных смазок с присадками. Их вязкость колеблется от 50 до 500 мм -2000000 / с при температуре 100 градусов.Зачем мне трансмиссионные масла?
Мы кратко рассмотрели, что необходимо смазывать в системе передачи. Эти продукты необходимы для уменьшения трения при работе зубчатых колес и других механизмов. Благодаря использованию смазочных материалов износ деталей трансмиссии значительно снижается, потери энергии из-за трения уменьшаются.Из-за масел избыточное тепло отводится от деталей. Поверхности зубчатых колес и механизмов защищены от коррозии. В разных странах они используют свои масла. Также они классифицируются по-разному.
Российский стандарт
Марки трансмиссионных масел и их характеристики в России строго регламентированы ГОСТами советских времен. В качестве основного документа, в котором систематизирована вся информация о смазочных материалах для агрегатов и агрегатов трансмиссии, используется ГОСТ 17479.2-85.Этот стандарт предусматривает четыре группы смазочных материалов. Они различаются по вязкости - это 9, 12, 18 и 34.
Все существующие продукты делятся на классы по результатам измерений вязкости при температуре 100 градусов. Второй параметр - это минимальные температуры, при которых динамическая вязкость не превышает 150 Па / с.Трансмиссионные масла, их марки и характеристики можно разделить на пять основных групп. Первый - это продукты, которые не содержат добавок. В остальных группах эти компоненты разрешены.Эффективность и характеристики добавок возрастают так же, как и номер группы. Пятая категория включает масла широкого спектра применения.
Первая группа
Этот класс включает в себя материалы только из минеральных компонентов и
.Каковы основные функции масла ATF?
Учитывая особенности работы автоматических трансмиссий, масла ATF выполняют следующие функции:
- передача мощности от двигателя к механической части автоматической коробки передач;
- смазочная жидкость для фрикционных дисков при пуске / останове;
- Смазочно-рабочая жидкость в гидросистеме АКПП;
- Хладагент.
Какими дополнительными свойствами обладают жидкости ATF по сравнению с жидкостями для механических коробок передач?
- Они работают как гидравлическая среда, смазка для фрикционных дисков, а также как рабочая жидкость в гидравлических муфтах (гидротрансформаторах).
- Для производства ATF используются как минеральные, так и синтетические базовые масла, смешанные в различных соотношениях и с широким спектром функциональных присадок (для этих продуктов требуется самое большое разнообразие функциональных присадок).
Фрикционные характеристики? Что это значит?
Фрикционные характеристики - это то особое требование, которое отличает ATF от других трансмиссионных масел. Они определяются из значений коэффициента трения (статического и динамического), указанных в спецификации изготовителя трансмиссии. Характеристики трения ATF должны оставаться постоянными в пределах предписанного интервала замены жидкости. Вот почему жидкость ATF в коробке передач всегда следует доливать или заменять соответствующим образом выбранным продуктом.
В каких еще приложениях используется ATF?
- ATF также используется в большинстве систем рулевого управления с усилителем автомобиля.
- Жидкости ATF можно использовать в некоторых механических коробках передач (например, в некоторых моделях автомобилей Mercedes-Benz, BMW, Ford, Opel и т. Д.).
- Они также применяются в некоторых промышленных гидравлических системах.
Можно ли использовать в гидравлической системе рулевого управления простое гидравлическое масло вместо ATF?
Использование гидравлического масла типа "MHL" (которое широко доступно на рынке) не рекомендуется, если это не указано специально.
Долива МТF и ATF?
Масла для механических коробок передач совместимы друг с другом, но даже при доливке замена все же необходима. Для доливки всегда используйте масло того же класса вязкости и уровня производительности.
Нельзя доливать MTF коробку передач, заполненную ATF!
В автоматических трансмиссиях доливка случайным продуктом ATF также может быть опасной.
Замена масла в коробке передач в МКПП. Каков рекомендуемый пробег?
Как известно, рекомендации по качеству трансмиссионного масла и интервалам замены даются производителем трансмиссии или автомобилем соответственно. Поэтому сервисная документация содержит рекомендации в зависимости от условий эксплуатации. Таким образом, интервалы на основе пробега будут:
- легковые и легкие коммерческие автомобили - 60 000 -120 000 км, если не указано иное;
- крупногабаритные транспортные средства - от 20 000 до 100 000 км или один раз в год, если не указан другой период времени;
- Экскаваторы, бульдозеры, самосвалы - 1000 - 2000 часов работы двигателя
Предлагаемые периоды эксплуатации являются приблизительными и могут быть достигнуты в оборудовании, пригодном для эксплуатации в дорогах, где смазочные материалы выбираются в соответствии с требованиями производителей оборудования.Если интервал изменения, рекомендуемый производителем, отличается от диапазона, указанного выше, рекомендация производителя должна применяться.
Замена масла в автоматической коробке передач
Современные автомобили с автоматической коробкой передач обычно рекомендуют достаточно большой интервал замены жидкости - около 80-100 000 км. Существует значительное количество автомобилей с коробками передач, которые не требуют технического обслуживания и известны как заправленные на весь срок службы, что означает, что масло должно прослужить сроку службы коробки передач.В старых автомобилях конца 80-х и 90-х годов масло следует менять каждые 20-40 000 км, если не указано иное.
,