Как снять ступицу на ваз 2109
Замена передней ступицы на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099
Добро пожаловать!
Передняя ступица – это так называемая ступица переднего колесо которая со временем приходит в негодность и подлежит замене, но в основном полностью всю ступицу меняют очень редко так как она состоит из очень прочного сплава и деформируется она только после серьёзного ДТП, или же после очень сильного наезда на кочку.
Примечание!
Для того чтобы заменить ступицу, вам нужно будет запастись: Двумя различными видами отвёрток, а так же гаечными ключами, молотком, выколоткой из мягкого металла, обязательно новой ступичной гайкой которая стоит в автомагазине копейки, домкратом, баллонным ключом, тисками, а так же нужно вам будет ещё запастись зубилом и удлинителем с набором накидных головок, а так же ломом или же монтажной лопаткой и ещё рекомендуем вам запастись подшипником ступицы, потому что в большинстве случаев когда ступицу снимаешь сам подшипник деформируется от этого!
Краткое содержание:
Где находится передняя ступица?
Её можно очень тяжело увидеть потому что само колесо на ней держится и в добавок её еще закрывает сам тормозной диск, ну а чтобы её местонахождение более подробно рассмотреть, вам придётся снять колесо, затем тормозной диск и вас возникнет перед глазами вот такая вот картина как показано на фото ниже, где сама ступица для наглядности была указана красной стрелкой.
Когда нужно менять переднюю ступицу?
Она подлежит замене как уже было сказано ранее при деформации, но так как сама ступица состоит из цельнолитой стальной заготовки, то просто наехав на кочку её вряд ли разобьёшь, поэтому в основном она либо перекашивается в случае ДТП, либо же деформируется при наезде на очень резкую кочку.
А так же ступицу нужно менять если при срывании резьбы, вить именно в неё же вкручиваются болты которые крепят колесо, поэтому если резьба у ступицы под какой либо один болт сорвётся то скорее всего ступицу вас придётся заменить потому что ездить на трёх болтах опасно.
Примечание!
Кстати не все ступицы идут с резьбой, некоторые ступицы продаются в автомагазине со шпильками и колёса на них держаться при помощи гаек, в основном такие ступицы используют для слишком широких колёс, вить не все болты имеют очень длинную длину, а вот шпильки могут быть какой угодно длинны и размеров, да и накидывать колесо на шпильки гораздо удобнее, а ещё плюсом шпилек является то что у них нет как таковой резьбы, а вот у ступицы с резьбой есть и поэтому если резьба срывается то и приходиться менять всю ступицу, а здесь можно просто снять её старую шпильку выбить и вместо неё становить новую и ничего менять не нужно!
Как заменить переднюю ступицу на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Снятие:
1) В самом начале операции вам нужно будет снять сперва поддев отвёрткой защитный колпак ступичной гайки, который находиться в центральной части колеса автомобиля.
2) После этого возьмите в руки бородок или же отвёртку и с их помощью ударяя при этом по ним молотком, распрями буртик ступичной гайки, а иначе её отвернуть не удастся.
3) Затем для дальнейшей работы вам нужно будет принять меры предосторожности, для этого поищите по близости какие ни будь кирпичи и после чего подложите их под задние колёса автомобиля чтобы он вдруг не сорвался с домкрата, когда вы будете его поднимать, а так же после этого сядьте в автомобиль и поставьте его на ручной тормоз и заблокируйте так же колёса от проворачивания включив для этого первую передачу.
4) Теперь когда меры предосторожности будут предприняты, возьмите в руки удлинитель с накидной головкой и с его помощью отверните ступичную гайку которая располагается в центре колеса, но только полностью её отворачивать не нужно, достаточно будет только сорвать её чтобы потом она намного легче отвернулась.
5) Следом когда все операции у вас будут завершены, запаситесь домкратом, а так же баллонным ключом и с их помощью снимите колесо с автомобиля. (Более подробно о том как снять колесо, см. в статье под названием: «Правильная замена колеса на автомобиле»)
6) После того как автомобиль будет поднят в воздух а колесо будет снято, снимите тормозной диск с автомобиля, о том как это сделать вы сможете найти в статье: «Замена тормозного диска на ВАЗ», в этой статье на которую дана ссылка вам нужно будет пройти только 7 пунктов, начиная от 3 и заканчивая 10.
7) После этого вам придётся полностью вывернуть ступичную гайку и когда она будет вывернута, снимите упорную шайбу которая располагается сразу же за ней.
8) Теперь вам будет предложено несколько способов которыми можно будет снять ступицу, сперва первый. Для того чтобы снять ступицу, поищите у себя в гараже болты длинной где то 130 мм и с резьбой М12 x 1,25 мм, а после их нахождения сперва просуньте их через тормозной диск, но только обратите внимание на то что эти болты должны находится противоположно друг к другу как показано на фото ниже, и после чего заверните оба этих болта на немного (Примерно на толщину самой ступицы) в отверстия ступицы как показано на фото ниже:
Примечание!
Когда данные болты будут закручены в ступицу, резкими сместите тормозной диск по ближе к ней и после чего резко потяните его на себя, тем самым диск ударит от головки болтов и ступица должна будет тоже выйти, но только не переборщите и не сорвите резьбу у ступицы, хотя если вы хотите её менять, то скорее всего сорвав её вам не будет ступицу жалко!
9) Теперь разберём второй способ, он тоже не очень то сложный но всё же требует наличие специального инструмента а именно выколотки из мягкого металла, так вот после того как вы запасётесь этой выколоткой а так же после того как вы ещё в добавок запасётесь молотком и накидным ключом, можете смело приступать к работе, в начале операции вам нужно будет отвернуть два нижних болта (Указаны стрелками) которые крепят шаровую опору.
10) Затем когда болты будут откручены, возьмите в руки лом или же монтажную лопатку и с их помощью отсоедините шаровую опору от поворотного кулака, в общём вставьте монтажную лопатку (Указана красной стрелкой) между рычагов как показано на фото ниже и после чего воспользуйтесь ей как рычагом, тем самым сделайте так чтобы шаровая опора (Указана синей стрелкой) вышла из зацепления с поворотным кулаком.
11) Далее рукой возьмитесь за шрус эту часть ещё называют гранатой (Указана красной стрелкой) и отведите её от поворотного кулака (Указан синей стрелкой), чтобы его не поломать когда будете выбивать ступицу.
12) И в завершение возьмите в руки выколотку из мягкого металла и с её помощью, выбейте ступицу с поворотного кулака, но бейте не в одном месте по ступицу а в разных и со всей силы не бейте, потому что сила в этом деле как таковая не нужна, примерно средними ударами в разных точках ступицы побейте по ней, она и в конечно итоге снимется с поворотного кулака.
Примечание!
Когда ступица у вас будет снята, на ней останутся сидеть защитное кольцо и скорее всего останется сидеть кольцо подшипника (Кольцо подшипника сидит очень плотно на ступице и является частью ступичного подшипника, поэтому его нужно тоже обязательно снимать если вы меняете на автомобиле ступичный подшипник, а ступичный подшипник вам уже как было сказано ранее обязательно нужно менять так как при снятие ступицы он деформируется), о том как снять эти оба кольца читайте в статье: «Снятие кольца подшипника передней ступицы»!
Ах да ещё кой что, в основном при выпрессовки ступицы то есть при её снятии с поворотного кулака, сам ступичный подшипник деформируется на нём образуются царапины и различного рода трещины даже появляются, поэтому когда снимают саму ступицу в основном так же сразу заменяют подшипник, о том как заменить подшипник вы можете посмотреть в статье под названием: «Замена подшипника ступицы на ВАЗ»!
Установка:
Вся установка новой ступицы производиться в обратном порядке снятию и в самом конце ступичную гайку как уже было сказано ранее закручивайте только новую, старую нельзя так как она уже испорчена, но только учтите ещё тот факт то что всю поверхность ступицы которая на фото ниже ещё указана стрелкой, нужно ещё будет смазать маслом для того чтобы ступица при установке быстрее вошла в поворотный кулак и чтобы просто там ничего не поцарапалось.
Примечание!
И да ещё кой что, ступица запрессовывается в поворотный кулак при помощи специального съёмника (Он ещё показан на маленьком фото ниже), так вот располагаете этот съёмник как показано на основном рисунке и посредством затягивания гайки съёмника, сама ступица устанавливается на своё место, а устанавливать её нужно будет до самого упора и только после этого можно будет убрать съёмник! (Кстати если у вас нет такого съёмника полностью, тогда просмотрите в самом низу виде-ролик в котором подробно показан процесс установки ступицы на своё место)
И чтобы произвести данную операцию со съёмником, вам нужно будет обязательно отвернуть два болта крепления шаровой опоры и после чего отвести шрус от поворотного кулака, а иначе у вас ничего не выйдет!
Дополнительный видео-ролик:
Более подробный процесс замены подшипника ступицы переднего колеса смотрите в интересном видео-ролике который расположен чуть ниже:
При замене сцепления необходимо знать, как снять коробку на ВАЗ-2109. Без этого невозможно отремонтировать корзину и диски сцепления, а также отремонтировать коробку передач. На «девятках» вы можете снять ящик без использования эстакады или смотровой ямы. Вы можете установить его без таких удобств. Но вам нужен навык, потому что вся работа выполняется в этом случае немного сложнее. Нужно приобрести инструменты, желательно иметь под рукой хороший набор ключей.
Подготовительные работы
Прежде чем снимать коробку на ВАЗ-2109, необходимо подготовить автомобиль к разборке. Для этого:
- Полностью отсоедините аккумулятор и извлеките его.
- Домкрат находится под левой стороной.
- Ослабьте болты, которые крепят колеса.
- Отсоедините гайку внешнего шарнира и ослабьте ее.
- Поднимите левую сторону и полностью снимите колесо с автомобиля.
- Поставьте емкость объемом не менее 5 литров под картер коробки передач.
- Слейте масло из коробки передач. Оцените его состояние, при необходимости наполните его свежим.
На этом завершаются подготовительные работы, можно приступить к разборке элементов, которые будут мешать снятию коробки передач.
Разборка левого привода
Прежде чем снимать коробку на ВАЗ-2109, обязательно разберите левую сторону подвески. Дело в том, что левый диск будет мешать переключению коробки. Поэтому необходимо освободить место для маневров:
- Ключ «17» закрутите двумя болтами, которые крепят держатель шарикоподшипника к поворотному кулаку ступицы.
- С помощью плоскогубцев вытащите шплинт из отверстия в наконечнике рулевого механизма, затем открутите гайку с помощью ключа «19».
- Устанавливая съемник на наконечнике, нужно убрать палец с отверстия в кулаке.
- Переместить тормозной шланг в одну сторону.
- После этого необходимо полностью открутить гайку на внешнем ШРУСе.
- Потяните всю стойку на себя, чтобы привод упал на землю.
Шестой пункт сделать невозможно, достаточно лишь извлечь внутреннюю гранату из коробки передач.Но правая граната удаляется только после того, как ящик сдвинут в сторону. Своими руками снять коробку ВАЗ-2109 несложно, достаточно просто выполнить последовательность всех действий.
Окончательная разборка
Затем необходимо выполнить следующие манипуляции:
- Снимите стартер, сначала отсоединив от него два провода.
- Отвинтите отрицательный провод, закрепленный на коробке передач с помощью ключа на «13».
- Ослабьте трос сцепления и снимите его.
- Отвинтите трос спидометра.
- Установить опору под коробку передач можно с помощью обычного домкрата.
- Отсоединить рычаг от крыльев.
- Полностью снимите подушки, которые крепят трансмиссию к кузову автомобиля.
- Если вам нужно снять двигатель с коробкой ВАЗ-2109, то нужно его повесить.
Вот и все, теперь коробка передач удерживает только три болта и одну гайку на резаке двигателя.
Как полностью снять коробку?
После выполнения всех предыдущих действий вам необходимо будет открутить три болта и одну гайку, которыми коробка передач крепится к резцу двигателя с помощью «19» ключей.Не бойтесь, коробка не упадет после скручивания этих винтовых соединений. Он должен быть отстыкован с помощью монтажных лезвий.
Осторожно, стараясь не повредить элементы картера, отодвиньте коробку передач от двигателя. Все работы лучше всего выполнять на эстакаде или смотровой яме, но если у вас нет таких удобств, то достаточно повесить переднюю часть автомобиля. Обязательно установите кусок трубы вместо одного из внутренних швов. В противном случае механизм дифференциала может разрушиться, вам придется полностью разобрать и отремонтировать коробку.После того, как первичный вал редуктора отсоединится от шлицев, можно будет опустить редуктор на землю. В этом случае у вас есть полный доступ к механизму сцепления, который установлен на маховике коленчатого вала.
Установка коробки
Процедура установки выполняется в обратном порядке. Обязательно очистите корпус коробки передач от грязи. Вам необходимо сделать следующее:
- Поднять коробку передач так, чтобы первичный вал находился примерно в центре маховика.В то же время вам нужно установить правильную гранату в отверстие.
- Установите первичный вал в отверстие маховика. При необходимости вы можете прокрутить его, чтобы уместить на слотах.
- Затянуть корпус коробки передач с двигателем как можно ближе. Делайте это как можно более равномерно, чтобы передача не противоречила ему.
- Вставьте три болта и гайку крепления коробки передач.
- Установить левый внутренний ШРУС в отверстие.
- Поставить на место подушку, крылья, стартер, подключить все провода.
- Установите тросы сцепления и привод спидометра на место.
После этого вы можете собрать левую сторону подвески, установив на место шаровую опору и закрепив ее двумя болтами. На поворотный кулак наденьте рулевой наконечник и затяните гайку. Закрепите его шплинтом. Затягивание гайки ступицы следует выполнять только после установки автомобиля на колеса. Вот как снять коробку передач на ВАЗ-2109, процедура проста, но нужно умение - процесс может затянуться на пару дней, если опыта нет.
р> ,Тема статьи - что нужно знать о замене CV CVD2109, какие тонкости есть в этом вопросе. На самом деле в этом нет ничего сложного, вам даже не нужно водить машину в яму, все можно сделать, надев ее на надежные опоры.Лучше всего ремонтировать сначала с одной стороны, потом с другой. Так что это будет намного эффективнее, и вам не придется думать, что вставить вместо петли в коробку. В конце концов, вы знаете, что при одновременном извлечении обоих CV соединений, дифференциал разрушается.
Инструменты для работы
Чтобы выполнить все работы по замене CV CVD2109, у вас должен быть какой-то инструмент. Вот об этом и стоит поговорить. Во-первых, желательно иметь металлические опоры, которые необходимо установить под борт машины, на которой проводится ремонт.Во-вторых, необходимо иметь упоры, которые не позволят машине скатиться вниз. В-третьих, нужен надежный домкрат. В-четвертых, потребуются специальные инструменты.
Наиболее важным является хороший ключ на 30. Желательно лицо, с прочной ручкой. При этом закручивается гайка ступицы, которая затягивается с большим крутящим моментом. Также нельзя обойтись без тяги съемника. В некоторых случаях вам может понадобиться шарик съемника. Но это нужно, когда шары стали бесполезными. Конечно, тиски, молоток, зубило и набор ключей.Однако вы можете начать готовиться к ремонту.
Подготовка к ремонту
Сначала поднимите автомобиль. Но перед этим зафиксируйте его положение с помощью противоскользящих упоров и оторвите гайку на ступице. Для этого расшифруйте его и, установив ключ с большим рычагом, попытайтесь его выкрутить. Обратите внимание, что с обеих сторон резьба на ступицах отличается. После того, как вы оторвете гайку, вы можете поднять боковую часть машины и снять колесо.
А теперь вопрос, при замене шарнирных соединений ВАЗ2109 Нужно ли сливать масло из коробки? Ответ однозначен - это необходимо! Но можно объединить не все, а только две трети от общего.Дело в том, что масло начнет вытекать, когда вы снимаете диск. И если его замена не запланирована, то не стоит рисковать и терять дорогую нефть. После этого снимите рулевой наконечник. Для этого откручиваем гайку, предварительно вытащив шплинт. Используя съемник, отожмите палец от оси стойки. Также вам нужно открутить два болта, которые крепят корпус шарикового подшипника к ступице.
Снятие накопителя
Теперь вы можете извлечь накопитель. Даже замена пыльника наружного шарнира ВАЗ 2109 лучше и быстрее, когда привод полностью снят.Но не только в этом трюке. Дело в том, что при замене пыльника стоит промыть шарнир и вбить в него новую смазку. Таким образом, вы можете увеличить его срок службы, если, конечно, вы не будете «убивать» диски с агрессивным стилем вождения. Открутите гайку полностью от ступицы. Теперь вы можете аккуратно извлечь из него внешнее CV-соединение.
Для этого осторожно, не повредив тормозную трубку, потяните за стойку, удерживая диск. Ступица должна быть легко удалена от шлицев на приводе.Вот и все, теперь вам нужно извлечь внутренний. Примите во внимание тот факт, что вы уже слили масло из коробки. Поэтому с помощью небольшого зубила, который вы кладете между коробкой и шарниром, а также молотком, выбейте CV-соединение из коробки передач. Не пытайтесь заложить лом, в этом случае спасет только слабый, но резкий удар.
Какие детали нужны для замены
Конечно же, комплект CV соединений. Какую продукцию выбрать - решайте сами, но самое главное - иметь все необходимые элементы: фиксаторы, смазку, петли, стопорные кольца.Если их в комплекте нет, покупайте отдельно, они стоят не так уж и дорого. Также иногда бывает необходимо заменить сальники шаровых шарниров ВАЗ 2109. Но только если вы наблюдаете утечки масла в области коробки. Хотя, если вы посмотрите на их жизнь, лучше заменить при извлечении диска. Так что это будет намного эффективнее.
Замена подшипника передней ступицы ВАЗ-2109 производится в случае его износа. Из этого материала вы узнаете, какие признаки поломки есть в подшипниках ступиц, как их ремонтировать самостоятельно, не обращаясь к специалистам на СТО. Конечно, акцент делается на «белые» методы, и «черный» не следует отдавать предпочтение. Уже слишком опасно - можно получить травму и сломать ступицу.Но они, конечно, будут считаться попутно.
Симптомы отказа подшипника
Конечно, необходимо начинать с внешних признаков повреждения подшипника. Ведь вам нужно точно определить, нужна ли вам замена. Сразу нужно сделать оговорку - нет возможности спутать знаки с поломкой любого другого элемента подвески или привода. Все начинается с того, что во время вождения возникает ужасный вой. И с увеличением скорости становится все громче и громче.
Когда вы едете на машине с разбитой ступицей, возникает ощущение, что вы летите на самолете, который набирает скорость и собирается взлететь. Возможно, это главный внешний признак пробоя. Чтобы наконец убедиться в этом, нужно вывесить колесо и резко потянуть его руками. Если возникает люфт, ощущение, что ступица «гуляет», значит происходит разрушение подшипника. Конечно, может быть гайку на ступице можно открутить, то тут тоже есть люфт. Но при наличии гула все равно необходимо заменить подшипник ступицы ВАЗ-2109.
Подготовка к ремонту
Подготовка автомобиля к ремонту. Для этого установите стопоры анти-патрона. Требуется как минимум одна поддержка. Конечно, специальная стойка желательна, но поскольку ее стоимость высока, не каждый сможет позволить себе такую роскошь. Поэтому вы можете использовать более дешевый вариант - несколько деревянных брусьев. Если вы заменяете задний подшипник ступицы, упоры размещаются под передними колесами, и наоборот.
Далее вам нужен инструмент. Чтобы выполнить всю работу максимально быстро, вам необходимо иметь несколько навыков, как много ключей, так и пуллеров.Без них этого не обойтись. Снимите крышку с колеса, на котором будет проводиться ремонт. Как правило, оно смазывается, поэтому гайка сломается относительно легко. Теперь стоит поговорить об инструменте, который вам нужен для замены.
Какой инструмент нужен?
Самое главное - это специальные подшипники съемника. Он также может быть изготовлен из болта, гайки, толстой шайбы и металлической чашки (конечно, не той, из которой пьют чай). Но купить готовый съемник будет проще, поскольку он относительно недорогой.Кроме того, его можно использовать не только для ремонта переднего подшипника. Когда подшипник заднего колеса будет заменен, он также придет на помощь. Универсальная вещь проста, поэтому купите ее, вы не пожалеете об этом!
Еще одним, не менее важным инструментом является ключ к 30. К сожалению, в магазинах они крайне редки. Вам придется либо искать это у своих друзей, либо делать это самостоятельно. Тем не менее, последнее очень просто: вам нужна только головка на 30 и металлический стержень, который нужно согнуть буквой G, а край должен быть настолько резьбовым, чтобы он имел квадратное поперечное сечение.После этого положите этот край в голову и хорошо его готовьте. Только так можно достичь максимальной жесткости. К этому ключу желательно иметь кусок трубы, который будет выступать в роли рычага - гайки ступиц очень сложно открутить. Причина этого - прекрасный момент, когда он затягивается.
Экструзия подшипника
Для снятия ступицы необходимо несколько дозированных манипуляций. Замена подшипника передней ступицы ВАЗ-2109 проходит довольно быстро, в течение получаса можно отремонтировать одну сторону.Сначала откручиваем гайку. Для этого вам нужно расшифровать его с помощью прокола и молотка. Затем с помощью ключа до 30 откручиваем. Только после этих манипуляций можно поднять автомобиль и снять колесо. Теперь нужно открутить гайки на болтах, которые крепят ступицу к стойке. После выкручиваете два болта из шарового шарнира. Осталось только натянуть ступицу на себя, чтобы снять ее с пазов привода.
Теперь самым ответственным моментом является замена подшипника передней ступицы ВАЗ-2109.Они говорили о «белых» и «черных» методах извлечения шарниров. Последний способ заключается в том, что ступица устанавливается на подходящую опору, после чего подшипник просто выбивается большим молотком. Оккупация не легкая, она занимает очень много времени. И вы можете повредить концентратор без проблем. Для этого лучше использовать съемник, с его помощью подшипник покинет сиденье намного быстрее.
Установка нового подшипника
Новый подшипник можно установить двумя способами.Если имеется средство для удаления, тогда нет необходимости искать какие-либо сложные пути, нажмите его вместе с ним. Это лучший вариант. Но если нет, то что мне делать? Сразу на ум приходит элементарная физика, а именно - расширение и сжатие металла. Замена подшипника передней ступицы от ВАЗа может пройти сравнительно быстро, если принять пару законов физики.
У вас в руках два элемента - подшипник и ступица. Последний может быть расширен, а первый может быть сужен.У вас достаточно сотых миллиметра разницы, чтобы легко установить. Для этого подшипник помещают на холод. Если зима продолжается, в сильный мороз, то дело упрощается. Летом вы можете выбросить его в морозильник. А теперь обратите внимание на то, что подшипник имеет защиту, он выполнен из резины, которая может плавиться при высокой температуре. Поэтому вам не нужно долго прогревать хаб. 60-70 градусов будет достаточно, чтобы подшипник легко встал на свое место.
Сборка нефа
Вот и все, теперь осталось только установить coolhub и установить его. Стоит отметить, что развал колес будет сломан. Поэтому, прежде чем снимать ступицу, отметьте ее положение относительно стойки. Точность, конечно, не ювелирная, но она избавит вас от износа шин. Когда замена подшипника передней ступицы ВАЗ-2109 будет завершена, начните монтаж всех элементов в обратном порядке. Установите ступицу в стойку и зафиксируйте положение болтами.
Затем прикрепите к нижнему рычагу корпус шарикоподшипника. Кстати, при ремонте подшипника ступицы нет необходимости выкручиваться, просто открутите крепежные болты. Поэтому специального съемника при проведении работ не требуется. После того, как втулка займет свое положение, совместите ее с отметками, которые вы сделали перед разборкой. Только после этого затяните две гайки на подставке. Обратите внимание на то, что у верха есть эксцентриковые шайбы, с их помощью регулируется изгиб передних колес.
Замена заднего подшипника
На задних ступицах замена еще проще, так как не требуется снимать шаровой шарнир. На два болта меньше. Но если заменить тормозную систему, установить диски, то вам придется полностью разобрать суппорта. Только после этого получится снять ступицу. Остальная часть замены задних подшипников такая же, как описано выше. Те же пуллеры, те же клавиши, все сделано по аналогии.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что срок обслуживания подшипников напрямую зависит от качества продукта.Смазка в них отжата с завода, проверить ее наличие невозможно. Конечно, в качестве опции вы можете снять защитный сальник, но тогда подшипник будет поврежден. Но в этом случае вы можете заполнить смазку самостоятельно. Чтобы облегчить вращение подшипников, вы можете смазать всю полуось между ними. Но лучше при замене переднего подшипника ничего не трогать. Просто купите запчасть от надежного производителя и надейтесь, что это не подделка (что, кстати, очень легко определить по внешним признакам).
,